|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Авиамоделизм | Авиамоделизм (далее А), конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том числе и ракет, в технических или спортивных целях.
Технический А позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется большое прикладное значение А Еще в 1754 М. В. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей - "аэродромическую машинку", прообраз вертолета. В 1876-77 А Ф. Можайский создавал модели самолета и демонстрировал их полеты. На моделях он изучал основы полета, исследовал поведение отдельных элементов конструкции, на основании чего построен первый в мире самолет. Применение авиамоделей помогло Н. Е. Жуковскому открыть законы движения тел в воздушной среде. Он первый организовал соревнования летающих моделей 2 января 1910 в Москве, на которых лучшая модель пролетела 170 м.
Современный А - важное вспомогательное средство для конструирования самолетов. Без снятия аэродинамических, прочностных и других характеристик путем продувок модели-копии будущего самолета в аэродинамической трубе немыслима постройка первого опытного образца самолета.
Спортивный А - один из самых массовых технических видов спорта. В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 приняло участие около 500 чел. Начало спортивному А в СССР было положено "Неделей Красного воздушного флота" летом 1923. Первые кружки А были созданы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Оренбурге и некоторых городах Северного Кавказа. Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. Большой размах А получил после принятия ВЛКСМ в 1931 шефства над воздушным флотом.
Первоначально создавались свободнолетающие модели самолетов самых различных размеров и геометрических форм. Двигателем служил жгут из резиновых нитей, и модель называлась резиномоторной (рис. 1). Затем появились поршневые микродвигатели внутреннего сгорания с объемом цилиндра от 1 до 10 см3, а позднее реактивные. Непрерывное совершенствование техники моделирования позволило создать модели со скоростью полета до 100 км/ч, продолжительностью несколько часов, дальностью сотни км от места старта и высотой несколько тыс. м. После Великой Отечественной войны приобрел популярность кордовый А Корд - стальная нить толщиной 0,3-0,4 мм - одним концом присоединяется к рулевому управлению модели, другим - к рукоятке, которую спортсмен берет в руку. Управляемая с помощью корда при полете вокруг спортсмена модель совершает различные фигуры обычного и высшего пилотажа. Авиамоделисты сами создают и постоянно совершенствуют модели для спортивных соревнований.
В СССР приняты 9 основных классов спортивных моделей, по которым ежегодно проводятся соревнования и лично-командные первенства: свободнолетающие - планер; самолет с резиновым мотором; самолет с поршневым двигателем (рис. 2); радиоуправляемый самолет или планер с поршневым двигателем; кордовые - скоростная, гоночная, пилотажная, "воздушного боя", модель - копия самолета.
На международных соревнованиях по А советские спортсмены выступают в 6-7 из 12 классов. В 1949 ими завоеваны все 4 мировых (абсолютных) рекорда. К 1968 советским авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Международной авиационной федерацией (ФАИ). Спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось свыше 200 тыс. чел.
А в СССР организует Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) в тесном сотрудничестве с ВЛКСМ и органами народного образования. В школах, дворцах и домах пионеров, авиаспортивных клубах ДОСААФ и др. действуют авиамодельные лаборатории и кружки. Руководство авиамодельным спортом осуществляют Центральный спортивный клуб авиационого моделизма ДОСААФ СССР и Федерация авиамодельного спорта СССР. С 1950 ДОСААФ издает журнал "Крылья Родины", а с января 1966 - научно-технический журнал "Моделист-конструктор".
Лит.: Авиационный моделизм, М., 1956; Хухра Ю., Кордовая летающая модель самолета, М., 1955; Гаевский О.К., Скоростная кордовая летающая модель, М., 1951.
В. Я. Симонов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:36:12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|