|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Любомудры | "Любомудры" (далее Л), участники литературно-философского кружка "Общество любомудрия", существовавшего в Москве в 1823—25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырев, Н. А. Мельгунов и другие. Кружок носил преимущественно философский характер. "Л" изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов Л Окена, И. Герреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа "тождества" предпринимались попытки создания цельной философской системы, приводящей "все случаи или все частные познания человека к одному началу" (Веневитинов). В области эстетики "Л" выступали против эмпиризма и "критики вкусов", доказывая необходимость "единства теории изящного" (Одоевский, Веневитинов, Шевырев). Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова "Несколько мыслей в план журнала" ("О состоянии просвещения в России"), прочитанной на заседании кружка. Философское умонастроение сочеталось у многих "Л" с либерально-политической ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов "пел свободу" ("Песнь грека", стихи на смерть Байрона и так далее), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе "Мнемозина". Перед восстанием 14 декабря 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения французских "политических писателей" оттеснили "с первого плана" немецкую философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, "Л" распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство "Л" объединилось вокруг журнала "Московский вестник". Кружок "Л", сыгравший заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского. В поэзии "Л" содействовали развитию философской лирики, с характерными для нее принципами углубленного психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность и так далее.
Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л, 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в книге: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л, 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; МüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. . . KireevskiJ, öln — Graz, 1966.
Ю. В. Манн. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:05:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|