Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лысенко Николай Витальевич

Лысенко (далее Л) Николай Витальевич (10(22).3.1842, село Гриньки, ныне Глобинского района Полтавской области, — 24.10(6.11).1912, Киев), украинский композитор, дирижер, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. В 1864 окончил университет в Киеве, в 1867—69 прошел курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции; в 1874—76 совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 — Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства. Как композитор был убежденным последователем "Могучей кучки", претворял в своем творчестве реалистические принципы русской музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы — "Рождественская ночь" (2-я редакция 1882, Харьков), "Утопленница" (1885, Харьков, на сюжет "Майской ночи" Н. В. Гоголя); оперетту "Черноморцы" (1872). Огромную популярность приобрела его опера "Наталка Полтавка" (1889, Одесса, по И. П. Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Л. — героико-романтическая опера "Тарас Бульба" (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноименной повести Гоголя). Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера "Энеида" (1911, Киев, по Котляревскому). Творчество Л. протекало в различных жанрах. Автор цикла "Музыка к „Кобзарю" Т. Г. Шевченко, включающего разнообразные вокальные жанры от песен до развернутых музыкально-драматических сцен; многих романсов и песен на слова И. Франко (в том числе гимн "Вечный революционер" — отклик на революционные события 1905—07), Л. Украинки, А. Олеся, М. Старицкого, Г. Гейне, А. Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке.

  Соч.: Характеристика музичних особливостей українських дум и пiceнь, виконуваних кобзарем Вересаєм, Київ, 1955; Народнi музичнi iнструменти на Українi, 2 изд., Київ, 1955; Про народну пicню i про народнicть в музицi, Київ, 1955; Листи, Київ, 1964.

  Лит.: Гозенпуд А., Н. В. Л и русская музыкальная культура, М., 1954; Л О. Н., Микола Л. Воспоминания сына, М., 1960; Архiмoвич Л., Гордiйчук М., М. В. Лисенко, Київ, 1963.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:28:40