Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лондонская школа

Лондонская школа (далее Л) в буржуазной политической экономии, одно из направлений буржуазной экономической теории, сложившееся в конце 19 в. на кафедре политической экономии Лондонского университета. Основатель школы — У. С. Джевонс. Его последователи — Э. Кеннан, Ф. А. Хайек и Л. Ч. Роббинс. Теоретические концепции Л основываются на индивидуально-психологическом объяснении экономических явлений и отрицании наследия классической школы буржуазной политической экономии. Л рассматривает общество как совокупность хозяйственных индивидов, руководствующихся в своей деятельности чисто психологическими соображениями выгоды. Развитие общественного производства поэтому подчинено не экономическим законам, а свободной игре рыночных сил. Частный рынок и механизм свободного действия рыночных сил выступают как естественные и вечные категории. Ортодоксальные представители школы исключают возможность сознательного контроля общества над экономическим развитием, ограничивая всю сферу экономической науки изучением проблем спроса и предложения, которые, по их мнению, являются основными экономическими категориями, регулирующими общественное развитие.

  Л является одним из самых реакционных направлений буржуазной экономической мысли, открыто защищающим интересы капиталистических монополий. Современная буржуазная экономическая наука либерального направления отвергает основные теоретические концепции школы об ограничении всякого вмешательства государства в экономику в связи с их противоречивостью. Отдельные идеи Л положены в основу экономической политики Консервативной партии Великобритании.

  Лит.: Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, перевод с английского, М., 1968: Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 2, М., 1962; Beveridge J., An epic of dare market. Birth and early days of the London school of economics, L., 1960.

  Н. М. Васильев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.12.2024 23:36:16