Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ли Хван

Ли Хван (далее Л) (псевдоним - Тхвеге и Тхведоон) (1501, Онгери, пров. Кенсан-Пукто, - 1570), корейский мыслитель и литератор, один из крупнейших теоретиков сунского конфуцианства. Был придворным ученым; после "гонения на ученых" (1545) уехал в провинцию. Философские взгляды Л изложены в сочинениях "Общий свод учения о “ли” в периоды Сун, Юань и Мин", "Толкование “Книги перемен” для юношества", "Извлечения из сочинений Чжу Си" и др. Истинным Л считал только учение китайского конфуцианца Чжу Си, а буддизм и даосизм - ересями. Отстаивал учение о примате идеального первоначала "ли" над материальным "ци"; в гносеологии, в противовес концепции Ван Ян-мина о "единстве знания и действия", выдвинул идею о том, что "знание предшествует действию". Теория Л о "четырех постоянствах" как проявлении идеального "ли" и "семи эмоциях" как проявлении материального "ци" была предметом полемики среди корейских конфуцианцев в течение трех веков. Суть этих учений сводилась к утверждению "врожденного характера" норм феодальной этики. Л разработал проект сельской общины как органа местного самоуправления, направленный на консервацию феодальных порядков. Во многом содействовал распространению идей Чжу Си в Корее и Японии. Последователи Л образовали идеалистическое направление "чурипха" в корейской философии. Неоднократно переиздававшиеся сочинения Л ("Тхвеге чип", 68 кн.) стали с 16 в. официальной идеологической доктриной правящей династии Ли (до ее падения в 1910).

  Л известен и как литератор, автор большого числа стихов на китайском языке и прозаических сочинений.

  Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, М., 1966, с. 158 - 178; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Хен Сан Юн, Чосон юхан са, Сеул, 960, с. 83-103; Пак Чон Хон, Тхвеге енгу, Сеул, 1965.

  Л. Р. Концевич.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.12.2024 11:19:40