|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Литография | Литография (далее Л) (от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Л служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.
Л изобретена в 1798 в А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л широко применялась для воспроизведения картин, исполнения черно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв свое промышленное значение, Л остается станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
Д. П. Татиев.
Специфический язык художественной Л оформился в 1820-х гг. во под влиянием романтизма. К Л обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во а также в Англии получает видовая Л Крупнейшим мастером романтической Л был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гете и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространенным жанром раннего периода истории Л была карикатура нравов (А. Монье, Л Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заостренность образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на ее дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л, из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. техника Л привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.
С 1840-х гг. в искусстве Л заметен известный упадок, связанный с вытеснением ее из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъем искусства Л происходит с кон. 1860-х гг. Во Э. Мане находит новые художественные возможности Л, полнее выявляя фактуру материала; к Л часто обращаются в этот период мастера импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л В конце 19 в. заметный след в Л оставляют символизм и стиль "модерн" (О. Редон, Э. Карьер во Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л на рубеже 19—20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л Форена и Т. Стейнлена во Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.
После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О"Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.
Лит.: Фридлендер М., Л. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Л в России, Л, 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; (Герценберг В. Р.), Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л, Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. (Альбом), М., (1966); Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., (1955).
Е. С. Левитин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 18:37:33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|