Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Литература

Литература (далее Л) (лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква), один из основных видов искусства — искусство слова. Термином "Л" обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают Л научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л называют произведения художественной письменности. Термин "Л" (или, как говорили раньше, "изящная Л" — В. Г. Белинский) сложился сравнительно недавно; начал широко употребляться лишь в 18 в. (вытеснив термин "поэзия", "поэтическое искусство", который ныне обозначает стихотворные произведения Л). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое сделало "литературную" (т. е. "буквенную", предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и, безусловно, господствующей; раньше в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных книг искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление "поэтического" действия средствами особого "поэтического языка" ("Поэтика" Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

  Л в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением "гражданского", буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существ. преобразование в новом — не изустном, а читательском — восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного "поэтического языка" — Л вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный "материал" становится универсальным. Постепенно в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Л и она осознается прежде всего в ряду других (научных, философских, публицистических) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 в. утверждается, однако, синтетическое понимание Л как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит к искусству, но вместе с тем как такой разновидности художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение Л зафиксировано в употребительной формуле "литература и искусство".

  В марксистско-ленинском понимании Л, как и все др. виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.

  В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), Л создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении "про себя"); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь проникающая Л, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности. "Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств" (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 7—8, 9).

  Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета Л было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей. Но лишь в 19 в., т. е. в преимущественно "литературную" эпоху художественного развития, эта специфика предмета Л была вполне осознана. "Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком. С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка" (Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 355).

  Всякое художественное произведение есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, "сделанное", сотворенное человеком, а также — нечто познанное, открытое им. Эти функции — общения, созидания и познания, равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении Л на особое, а в 19—20 вв. — даже на центральное место среди других искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию, к отображению бытия в духовно-мыслительных формах. Расцвет Л находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа в эпоху нового времени. Л стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления "Л художественной" можно прямо сопоставить с философией, публицистикой, историей, психологией и т. п.

  Л нередко называют "художественным исследованием" или "человековедением" (М. Горький) — за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Л — наиболее идееносное и идеологичное из всех искусств. Л, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает др. искусствам по силе чувственного воздействия, но "выигрывает" с точки зрения всеохватывающего проникновения в "суть вещей". Главную силу литературного образа составляет не "наглядность" или "изобразительность", а особого рода художественная диалектика — способность освещать одно через другое, соотносить, сопоставлять, "стягивать" самые разнообразные явления, подчас далекие и разобщенные, улавливать их потаенные взаимосвязи. Л делает это, свободно оперируя "всеобщим эквивалентом" — словом, для которого нет преград (см. Художественный образ).

  Из духовной специфики Л вытекают присущие ей особенности художественной коммуникации, передачи своих "сообщений". Л в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилиям читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть "явлено" только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие. Л И. Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает "...иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю... Произведение искусства только тогда истинное произведение искусства, когда, воспринимая его, человеку кажется — не только кажется, но человек испытывает чувство радости о том, что он произвел такую прекрасную вещь" (Толстой Л Н., О литературе, 1955, с. 598, 603).

  В словах Л Н. Толстого подчеркнуто и то обстоятельство, что Л в полной мере сохраняет роднящую ее с другими видами художественной деятельности функцию созидания, в том числе воспитания художника в самом читателе; литературное произведение есть "прекрасная вещь", хотя эта "вещь" наделена своеобразным "знаковым" бытием. Писатель не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме). Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: литературный образ не только осознается, но и ощущается подобно восприятию предметного или музыкального образа; в нем закреплено творческое усилие, "преодолевающее" материал, зафиксирован творческий "жест".

  Словесная форма Л (см. Речь художественная) не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не "говорит" (или "пишет"), но разыгрывает речь подобно тому, как актер на сцене не "действует" в прямом смысле слова, а разыгрывает действия. Художественная речь не "информирует", а создает последовательность словесных образов-"жестов". Она сама становится действием, "бытием". Так, чеканный стих "Медного всадника" словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературное произведение ставит читателя лицом к лицу не с оголенной мыслью, а с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но и переживать, "жить", присутствовать в ней. Художественный мир произведения Л — это новый факт, новое явление вечно творящей природы.

  Классики марксизма-ленинизма в суждениях об идеологическом и эстетическом характере искусства и Л особо подчеркивали познавательные и воспитательные функции Л Для Ф. Энгельса наиболее существенным в творчестве Бальзака было то, что он в своем "поэтическом правосудии" сумел подняться на высоту "революционной диалектики" самой истории. В. И. Ленин видел в творчестве Л Н. Толстого "гениальное освещение" "великого народного моря, взволновавшегося до самых глубин" (см. "О литературе, и искусстве", 1969, с. 219, 227). Подлинное соответствие функциям Л он находил в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?": "Вот это настоящая литература, которая учит, ведет, вдохновляет. Я роман “Что делать?” перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли..." (там же, с. 651). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в искусстве "художническое", созидательное начало, эстетическое наслаждение, формотворческий процесс и акт духовно-эмоционального общения. К. Маркс писал о "вечной прелести" и вечном "наслаждении", которое доставляет античное искусство (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Ленин настаивал на том, что искусство "...должно объединять чувство, мысль и волю... масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" ("О литературе и искусстве", 1969, с. 663).

  Художественная Л любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего Л делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется целый ряд переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определенны (см. Род литературный). В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении Л так или иначе выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, напечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее, "познание и стремление (хотение)". Оценочный (ценностный) аспект, или "идейно-эмоциональную направленность" называют тенденцией; в Л социалистического реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность.

  Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических "образных" высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамический характер словесного искусства, в отличие от статического характера изобразительных искусств, впервые осветил Г. Э. Лессинг ("Лаокоон, или О границах живописи и поэзии", 1766).

  Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и "речевые движения" — реплики героев и автора, которые воплощают либо известное волеизъявление, либо опять-таки душевное движение. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие и конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией или (как иногда говорят) "внутренней формой" произведения. К "внутренней форме" относится и композиция.

  Наконец, формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т. к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произведения, его различные "пласты" и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы.

  В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени (например, главенствующее место романа в Л нового времени). Наконец, в Л выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для Л целой эпохи или направления; с др. стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления (см. Метод художественный).

  Л (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности (см. Народное творчество) в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально Л не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках письменности, таких, как Библия, "Махабхарата" или "Повесть временных лет", элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями и т. п. Но синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т. к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной.

  Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода фундамент мировой Л Эти Л прекратили свое развитие, пережив молодость, зрелость и смерть, еще до нашей эры или в первые ее столетия; языки, на которых они создавались, перестали быть живыми. Однако созданные в древнем мире художественные ценности имели величайшее значение для тех "новых" Л мира, которые возникли в средневековую эпоху и развиваются до нашего времени. Библия, поэмы Гомера, "Махабхарата", "Шицзин", драмы Эсхила, Аристофана, Плавта, лирика Анакреонта, Горация, Катулла, Цюй Юаня, сатира Лукиана и Петрония, народная сатирическая книга "Панчатантра" заложили основу многообразных форм литературного творчества, послужили своего рода образцом для последующего развития мировой Л

  Вместе с тем Л современных народов Запада и Востока, создавших новые государства на развалинах древнего мира, формируются самостоятельно, на почве самобытного фольклора. В средние века в Европе складываются героические поэмы и повести ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах", "Слово о полку Игореве" и т. п.), новые формы лирики и сатиры. Особенный расцвет переживают в это время Л Востока: создаются монументальные эпические повествования ( "Рамаяна", персидские "Шахнаме", китайские "Речные заводи", арабские "Тысяча и одна ночь", японские "Моногатари", грузинский "Витязь в барсовой шкуре" Ш. Руставели и др.), творят великие лирические поэты — Бо Цзюй-и, Ли Бо, Ду Фу в Китае, Саади, Хафиз в Иране, Мацуо Басе в Японии и т. д. Для средневековой Л характерны высокая степень обобщения средствами символа и аллегории, своеобразная нормативность и постоянство (каноничность) художественных средств, неразвитость собственно личностного начала в творчестве, что определяло монументальность эпоса и афористичность лирики, особенно в Л Востока.

  Следующий всемирно-исторический этап в развитии Л открывается эпохой Возрождения; для него характерен высочайший расцвет Л Западной Европы. Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, У. Шекспир, М. де Сервантес закладывают фундамент новой европейской Л; этих художников нередко рассматривают как основоположников реалистического творчества. Обобщенность их искусства неотделима от полнокровного воссоздания жизни, связь с художественной почвой коллективного, народного сознания не подавляет личностного содержания.

  С эпохи Возрождения "Л художественная" начинает развиваться в рамках определенных направлений, обладающих известным единством метода и стиля. Основные из этих направлений, сменяющих друг друга на протяжении 16—20 вв., — барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм, натурализм, символизм. В 20 в. получают распространение нереалистические и модернистские течения, многие из которых захвачены декадентством, отражающим глубокий кризис буржуазной культуры (см. Модернизм). Однако сложившийся в 19 в. реалистический метод остается ведущим и в современной мировой Л

  Накануне 20 в. особую роль играет русская Л, которая позже других вышла на мировую арену и сумела вобрать в себя всемирный эстетический опыт, глубоко обогатив его. В творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л Н. Толстого, А. П. Чехова складывается новый тип реалистического творчества, завоевывается новая ступень народности и гуманизма. Крупнейшие писатели 20 в., например Т. Манн, Р. Тагор, Лу Синь, Акутагава, У. Фолкнер и др., многократно признавали огромную роль русской классики в становлении их искусства.

  Продолжателем традиций русской Л выступил М. Горький — основоположник социалистического реализма, сложившегося на рубеже 20 в. в эпоху бурного созревания и грозного свершения социальных революций и отражающего современный исторический процесс в свете идеалов социализма. К Л социалистического реализма принадлежат такие представители Л 20 в., как В. В. Маяковский, Б. Брехт, Я. Гашек, М. А. Шолохов, П. Неруда и др.

  См. также ст. Литературная критика, Литературоведение.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Л и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Буало Н., Поэтическое искусство, М., 1957; Лессинг Г. Э., Лаокоон..., М., 1957; Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971; Литературная теория немецкого романтизма, Л, 1934; Литературные манифесты французских реалистов, М., 1935; Русские писатели о литературе, т. 1—2, Л, 1939; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; его же. Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954; Толстой Л Н., Об искусстве и литературе, т. 1—2, М., 1968; Достоевский Ф. М., Об искусстве, М., 1973; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л, 1940; Горький М., О литературе, М., 1961; Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957; Тимофеев Л И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, (т. 1—3), М., 1962—65; Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Дмитриева Н. А., Л и другие виды искусства, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4, М., 1967; Гачев Г., Жизнь художественного сознания..., ч. 1, М., 1972; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, Л, 1929; Kayser ., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern, 1967 (есть библ.); Weliek R., Warren A., Theory of literature, . ., 1963 (есть библ.); Dictionary of world literary terms. Forms. Technique. Criticism, ed. by Jozeph Т. Shipley, Boston, 1970.

  В. В. Кожинов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 01:17:28