Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лиро-эпический жанр

Лиро-эпический жанр (далее Л) (вид) литературно-художественного произведения сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью — даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои — "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец — "Люцинда" Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19—20 вв. является жанр поэмы. По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин "лирическая проза"; последняя широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

  М. Н. Эпштейн.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 11:24:37