Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Арбитраж

Арбитраж (далее А) (франц. arbitrage), 1) способ разрешения споров, при котором стороны обращаются не в судебные органы, а к отдельным лицам — арбитрам или третейским судьям. Арбитры избираются самими сторонами или назначаются в порядке, обусловленном в их соглашении или установленном законом. А используется главным образом для разрешения имущественных споров, возникающих при осуществлении торговых операций, перевозке грузов, поставке товаров и т. п. 2) Специальный орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров. Обычно различают: случайный (или изолированный) А и постоянно действующий (или перманентный) А Случайный, или изолированный, А (третейский суд) образуется только для разрешения какого-либо конкретного дела. Его состав утверждается по соглашению сторон или в порядке, определяемом ими. Это первая в истории форма А, возникшая в средние века. Однако в 19—20 вв. ведущее место занял постоянно действующий А, который рассматривает все споры, возникающие между сторонами и вносимые ими на его рассмотрение, по вопросам, отнесенным к его компетенции. Такой А образуется при торговых палатах, государственных органах, различных ассоциациях и т. д. из числа лиц, включенных на определенный срок или бессрочно в список арбитров (составляется руководящим органом той организации, при которой состоит данный А). Если постоянно действующий А предназначается для разрешения споров между любыми сторонами, которые захотят к нему обратиться, он относится к категории открытых А, если же А может разрешать споры только между членами соответствующей организации (объединения, системы органов), он является закрытым А

  Одним из видов А является т.н. международный А, сторонами в котором выступают, как правило, юридические и физические лица разных государств, а иногда и непосредственно государство в лице своих органов. Например, в СССР действуют два международных А: Морская арбитражная комиссия (МАК) и Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК), которые состоят при Всесоюзной торговой палате. (См. также А внешнеторговый.) В СССР действуют национальный А (т. е. разрешающие споры между сторонами внутри государства) в двух формах: А государственные и А ведомственные. Советские А были созданы после окончания Гражданской войны, когда в связи с переходом к нэпу хозяйственная деятельность государственных предприятий стала строиться на началах хозяйственного расчета. В 1922 созданы государственные и ведомственные арбитражные комиссии (впоследствии упраздненные). На основании постановления СНК СССР от 20 марта 1931 "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах" (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166) были созданы вновь органы государственного А, действующие и в настоящее время. Современная система государственного А включает: Государственный арбитраж СССР при Совете Министров СССР и государственный А при Советах Министров союзных республик, при Советах Министров автономных республик, при исполнительных комитетах областных (краевых) и городских (в Москве и Ленинграде) Советов депутатов трудящихся. Каждый из этих А подчинен только тому органу государственного управления, при котором он состоит и под непосредственным руководством которого работает. Порядок деятельности государственного А определяется специальными положениями, утверждаемыми соответствующими Советами Министров, и правилами, издаваемыми Государственным А при Совете Министров СССР. Дела в государственном А разрешаются арбитром с участием ответственных представителей спорящих сторон, решения вступают в силу немедленно по вынесении их и приводятся в исполнение, как правило, самими сторонами в установленный А срок.

  Деятельность органов государственного А приобрела особое значение в свете осуществляемой в СССР с 1965 хозяйственные реформы в связи с переводом народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования, когда основными показателями в работе предприятий и организаций стали объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность, выполнение заданий по важнейшей номенклатуре продукции, а также требований, предъявляемых к качеству продукции.

  Рассматривая разногласия, возникающие между сторонами при заключении договоров и исполнении договорных обязательств, органы государственного А принимают меры к обеспечению интересов государства и хозрасчетных интересов сторон, воздействуют на предприятия и хозяйственные организации в направлении своевременного и правильного выполнения стоящих перед ними задач, помогают устранять недостатки в деятельности предприятий и хозяйственных организаций, выявленные при рассмотрении дел, и т. д. О выявленных при рассмотрении дел недостатках в работе спорящих сторон государственного А сообщает вышестоящим по отношению к ним органам, а в надлежащих случаях и органам прокуратуры.

  Работа ведомственного А строится на тех же основах, что и работа государственного А Эти А создаются при министерствах и ведомствах (центральных учреждениях, кооперативных центрах) для разрешения хозяйственных споров между подведомственными данным органам предприятиями, организациями и учреждениями. Ведомственный А образуется обычно как часть аппарата указанных органов.

  В. Н. Ершов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 27.04.2024 06:41:32