| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Лесозаготовительное оборудование |  | Лесозаготовительное оборудование (далее Л), машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производственных операций на лесозаготовках. К Л относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматические линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжевки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъемно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы — для валки леса, обрезки толстых сучьев, раскряжевки хлыстов и поперечного пиления бревен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и сучкорезок, — валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосверла, снегоочистители, насосы, мотолебедки и т.д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180—200 тыс. штук. 
 Табл. 1. — Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР
 
   | Технические данные
 
 | Бензиномоторные пилы< | Электромоторные пилы
 
 |   | "Дружба-60"
 
 | "Дружба-4"
 
 | МП-5 "Урал"
 
 | ЭП-К5
 
 | ЭП-К6
 
 | ЭПЧ-3
 
 |   | Годы выпуска
 
 | 1960—1962
 
 | с 1963
 
 | с 1969
 
 | 1949—1957
 
 | с 1958
 
 | с 1970
 
 |   | 
 Мощность двигателя, квт
 
 | 2,6
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 1,5
 
 | 1,7
 
 | 3
 
 |   | Масса (для бензиномоторных пил в незаправленном состоянии), кг
 
 | 11,3
 
 | 12,4
 
 | 11,6
 
 | 9
 
 | 9,3
 
 | 9,5
 
 |  
 Транспортные средства подразделяются на первичный транспорт, служащий для трелевки (подвозки) заготовляемой древесины от места повала деревьев (лесосеки) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог, и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной транспортировки используют трелевочные тракторы, оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебедками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелевочный трактор КТ-12 был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные и совершенные трелевочные тракторы (см. табл. 2).
 
 Табл. 2. — Краткие технические данные трелевочных тракторов, выпускаемых в СССР
 
   | Технические данные
 
 | КТ-12
 
 | ТДТ-40
 
 | ТДТ-40М
 
 | ТДТ-55
 
 | ТДТ-60
 
 | ТДТ-75
 
 | ТТ-4
 
 |   | Годы выпуска
 
 | 1947—1956
 
 | 1956—1961
 
 | с 1961
 
 | с 1965
 
 | 1958—1962
 
 | с 1962
 
 | с 1973
 
 |   | Мощность, квт
 
 | 26
 
 | 31,5
 
 | 37,5
 
 | 44,5
 
 | 45
 
 | 56
 
 | 81
 
 |   | Масса, т
 
 | 5,6
 
 | 6,5
 
 | 6,5
 
 | 8,7
 
 | 10,5
 
 | 10,5
 
 | 12,5
 
 |  
 Колесные тракторы более маневренны, скорости передвижения их выше. На базе серийных колесных тракторов (тягачей) общего назначения созданы их транспортно-трелевочные модификации К-703 и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелевке тракторы вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами — колесные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные установки с приводом от трелевочных лебедок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовительные машины, например валочно-трелевочные машины ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 (см. Лесосечные работы).
 
 Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах. К нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучкорезные машины СМ-2 и СМ-55. В отдельных случаях применяют раскряжевочные и окорочные машины, а также оборудование для производства технологической щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматические агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие соответственно 20—25 и 100—125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжевка и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматических линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25—30 м3/ч. Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4 — гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно — гидроколун ЛО-46. Сортировка и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортерами с полуавтоматическими сбрасывающими устройствами. Для окорки бревен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.
 
 Лесозаготовительные предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами, шпалорезными станками, различными деревообрабатывающими станками, дробилками, оборудованием для производства древесноволокнистых и древесностружечных плит.
 
 Для штабелевки и погрузки древесины в лесозаготовительном процессе используются лесопогрузочные машины, штабелеры.
 
 Для нормальной и эффективной эксплуатации Л строятся вспомогательные сооружения и устройства — эстакады, подкрановые и подъездные пути, площадки и т.д. Для технического обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы — профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механические мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования.
 
 Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:49:56 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |