Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лесовозные дороги

Лесовозные дороги (далее Л), предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на Л, их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Л обычно примыкают или к дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) Л Магистральный путь — основной участок Л, связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка — ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет. Ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Крупные комбинаты или лесопромышленные комплексы, осуществляющие полную переработку древесины, связываются с лесозаготовительными предприятиями т. н. грузосборочными Л В начале 70-х гг. в СССР 70—75% заготовляемой древесины вывозилось по автомобильным дорогам, 20—25% по рельсовым и около 5% по остальным видам дорог (в основном по тракторным). Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Простейший тип автомобильных Л — грунтовые дороги. В периоды распутицы и в дождливое время они становятся непроезжими. На труднопроходимых участках грунтовых Л в отдельных случаях устраивают деревянные лежневые покрытия из бревен, пластин и т. д. Более надежны гравийные и щебеночные дороги, имеющие на земляном профилированном полотне песчаную подушку (50—70 см) и слой гравия или щебня (20—40 см). По ним допускается движение автопоездов, транспортирующих более 35 м3 древесины. Для упрочнения (стабилизации) грунтов на проезжей части дороги в них иногда вводят вяжущие органические или минеральные добавки (битумы, пеки, известь и др.); надежны Л с покрытием из плит. В 1971 в СССР функционировало более 25 тыс. км Л постоянного действия. К Л сезонного действия относятся снежные, снежно-ледяные и ледяные дороги. Для таких Л в летний период очищается и планируется земляное полотно; перед наступлением заморозков оно проминается. Зимой проводится уплотнение снега (снежные дороги) или поливка водой (снежно-ледяные дороги). При сооружении ледяных Л на грунт намораживают лед.

  Рельсовые Л бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). В СССР распространены узкоколейные Л, количество которых достигает 400; общая протяженность их более 20 тыс. км. Узкоколейные Л постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощенное нижнее строение. Для вывозки сортиментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъемностью 8—20 т), а для хлыстов — вагоны-сцепы (24—25 т). См. также Дорожно-строительные работы.

  Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 15:59:06