Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лесков Николай Семенович

Лесков (далее Л) Николай Семенович (4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург), русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Л. создает ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Л. (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойденные" (1865) направлены против "новых людей"; Л. пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создает шаржированные типы нигилистов — в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870—71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

  В середине 70-х гг. в мировоззрении Л. происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе — 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др. Праведники Л. не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа “На ножах” литературное творчество Ла сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облеченных властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остается за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создает новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести "Тупейный художник" (1883).

  Сближение писателя с демократическим лагерем в 80—90-е гг. 19 в. усиливается. Л. идет по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах "Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы 1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих др. Л. раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Л. изображению морального облика буржуа: "Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабеж" (1887), "Полунощники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефела" (1894) и др. Но идеал Л. не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Л. "Заячий ремиз" (1891—94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80—90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Л. создает жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов".

  Л. тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л., в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Л. "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием "Катерина Измайлова").

  Соч.: Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1889—1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36. СПБ. 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58.

  Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Л, СПБ. 1904; Волынский А. Л., Н. С. Л, 2 изд., П., 1923; Гроссман Л. П., Н. С. Л, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Л. В творческой лаборатории, М., 1945; Л Д. Н., Жизнь Николая Ла, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Л, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Ла, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Ла "Некуда" и "Соборяне", Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.

  М. С. Горячкина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:43:51