Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лесгафт Петр Францевич

Лесгафт (далее Л) Петр Францевич (21.9(3.10).1837, Петербург, - 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге), русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872-74 руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874-86 работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886-97 читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный институт им. Л. Созданные Л. в 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др. странах вузов физической культуры; в 1919 на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).

  Как общественный деятель и ученый Л. сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. 19 в. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905-06 Л. открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания. Л. лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Л. основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Л. считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка. Рассматривая закономерности воспитания ребенка в семье, формирования его темперамента и характера, Л. дает анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Л. стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику "филиальной ветвью биологических наук".

  Соч.: Собр. педагогических сочинений, т. 1-5, М., 1951-54; Избр. педагогические сочинения, т. 1-2, М., 1951-52.

  Лит.: Памяти П. Ф. Ла. Сб. статей. Под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Шахвердов Г. Г., П. Ф. Л - создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Н. И. Торопова, М. - П., 1949; его же, П. Ф. Л. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности, Л., 1950.

  Г. Г. Шахвердов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:14:43