Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Леонов Леонид Максимович

Леонов (далее Л) Леонид Максимович (родился 19(31).5.1899, Москва), русский советский писатель, академик АН СССР (1972), заслуженный деятель искусств РСФСР (1949), Герой Социалистического Труда (1967). Воспитывался в семье деда, мелкого торговца. Печататься начал в 1915 в газетах Архангельска, куда был сослан его отец, поэт М. Л. Л. В 1920 — в Красной Армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал в военных газетах. В 1922 опубликовал прозаическую сказку "Бурыга", затем первую книгу рассказов (1923) и повести "Петушихинский пролом" (1923), "Конец мелкого человека" (1924). В 1924 вышел первый роман Л. "Барсуки" — крупное эпическое полотно, изображавшее предреволюционное московское мещанство и драматические эпизоды революционной борьбы в деревне. Глубокое знание старорусского бытового уклада дало возможность Л. создать яркие образы деревенских искателей правды, показать характеры городских торговцев и ремесленников. Пафос романа — в раскрытии неизбежности победы социалистических сил в деревне. Реализм и мастерство автора "Барсуков" были высоко оценены М. Горьким и А. В. Луначарским. В философском романе "Вор" (1927), написанном на материале наблюдений над социальным дном нэповского города, в повестях "Провинциальная история" и "Белая ночь" (обе — 1928), в "Необыкновенных рассказах о мужиках" (1928), в пьесах "Унтиловск" (1928) и "Усмирение Бададошкина" (1929) были продолжены и развиты антимещанские мотивы "Барсуков". Одновременно, в 1928—29, Л. начал работу над романом "Соть" (1930) — одним из первых в советской литературе произведений о трудовом героизме народа, строящего социализм, о превращении глухих окраин России в индустриально развитые районы. Главный герой романа — коммунист Увадьев, энергичный организатор строительства. В романах Л. "Скутаревский" (1932) и "Дорога на океан" (1935) большое место занимает художественное исследование идейной и психологической перестройки старой интеллигенции, принявшей участие в революционном преобразовании страны, изображение острой идеологической и классовой борьбы в ее среде. В "Дороге на океан" ведущую роль играет образ коммуниста — организатора, философа и мечтателя, отдающего жизнь строительству коммунистического будущего.

  В конце 30 — начале 40-х гг. Л. выступает в основном как драматург: пьесы "Половчанские сады", "Волк" (обе — 1938), "Метель" (1939), "Обыкновенный человек" (1941). Первым откликом Л. на Великую Отечественную войну 1941—45 явилась пьеса "Нашествие" (1942; Государственная премия СССР, 1943), за которой последовали пьеса "Ленушка" (1943) и повесть "Взятие Великошумска" (1944). Широкое звучание в военные годы приобрела патриотическая публицистика Л. После окончания войны писатель приступил к созданию романа "Русский лес" (1953; Ленинская пр., 1957) — крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности. Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах ученых становится в многоплановом повествовании "Русского леса" страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Л. новой формы романа, сочетающей реалистическую достоверность и точность психологических мотивировок с эпической обобщенностью картин народной жизни и глубоким лиризмом повествовательного стиля. В "Русском лесе" особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистические символы и емкие метафоры.

  Во 2-й половине 50 — начале 60-х гг. Л. возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы "Золотая карета" (1946, 2-я редакция 1955, 3-я — 1964), в 1952 — новое, коренным образом переработанное издание романа "Вор", в 1963 — новую редакцию пьесы "Метель" и в 1964 — "Нашествия". Л. доработал написанную в 1938 повесть о русской эмиграции "Evgenia lvanovna" (1963). С темами антивоенной публицистики Л. связан его сатирический кинопамфлет "Бегство мистера Мак-Кинли" (1961). Писатель ведет активную общественную деятельность как борец за мир. Выступает в защиту природы; активно участвует в обществе охраны памятников истории и культуры. Произведения Л. переведены на многие иностранные языки. Л. — депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

  Соч.: Собр. соч. (Вступ. (Вступ. ст. Д. Горбова), Л., 1928—30; Собр. соч.1 т. 1—5, Хар. — М. — Л., 1928 (Предисл. В. Ковалева), т. 1 — 6, М., 1953 — 55; Собр. соч. (Предисл. Е. Стариковой), т. 1—9, М., 1960—62; Собр. соч. (Вступ. ст. Е. Суркова), т. 1—10, М., 1969—72.

  Лит.: Богуславская З., Леонид Л, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Финк Л., Драматургия Леонида Ла, М., 1962; Ковалев В., Реализм Ла, Л., 1969; его же. Новые зарубежные труды о Ле, "Русская литература", 1973, № 1; Творчество Л. Ла. Сб. ст., Л., 1969; Щеглов М., "Русский лес" Леонида Ла, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1971; Старикова Е., Леонид Л, М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.

  Е. В. Старикова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 04:45:51