|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ленский Александр Павлович | Ленский (далее Л) (настоящая фамилия — Вервициотти) Александр Павлович (1(13)10.1847, Кишинев, — 13(26).10.1908, Москва), русский актер, режиссер, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции. С 1876 до конца жизни работал в Малом театре (в 1882—84 в Александрийском). Л. сыграл значительную роль в развитии реализма на русской сцене. Мастерски владея искусством перевоплощения, мимики, грима, он стремился к реалистической многосторонности и исторической точности характеристики персонажа. Созданные им образы отличались "...совершенно исключительной сценической мягкостью..." (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, артистичностью, изяществом. Среди лучших ролей: Бенедикт, Петруччио, Гамлет, Отелло ("Много шума из ничего", "Укрощение строптивой", "Гамлет" и"Отелло" Шекспира), Уриэль Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Чацкий и Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Паратов ("Бесприданница" Островского), Демурин, Столбцов ("Цена жизни" и "Новое дело" Немировича-Данченко). Стремясь к реформе театра, воспитанию актера, обладающего высокой культурой, Л. добивался сочетания в актерском искусстве творческого вдохновения с высокой сценической техникой. Большое значение придавал он театральному образованию. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), Л. в 1898—1903 возглавил в нем драматическую труппу молодых актеров. Под его руководством в этом театре раскрылись дарования Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, В. О. Массалитиновой, П. М. Садовского и др. Поставил здесь спектакли: "Ревизор" Гоголя, "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" и "Снегурочка" Островского; в Малом театре — "Ромео и Джульетта" (1902), "Буря"(1905) Шекспира, "Без вины виноватые" Островского (1908). С 1888 Л. преподавал на драматических курсах Московского театрального училища. Среди его учеников — В. Н. Пашенная, А. А. Остужев и др.
Взгляды Л. как режиссера и театрального педагога были во многом близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в основу новаторской деятельности Московского Художественного театра.
Соч.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.
Лит.: Зограф Н. Г., Александр Павлович Л, М., 1955.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:45:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|