Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ленинградский Большой Драматический театр

Ленинградский Большой Драматический театр (далее Л) академический им. М. Горького (БДТ), один из первых театров, созданных после Великой Октябрьской социалистической революции. Ближайшее участие в его организации приняли М. Горький, М. Ф. Андреева, литературное руководство осуществлял А. А. Блок. Открыт в 1919 спектаклем "Дон Карлос" Шиллера. Театр был задуман его организаторами как героико-романтический. Его труппу составляли крупные актеры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев, В. Я. Софронов, режиссеры — Б. М. Сушкевич, Н. В. Петров, художники — М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа и др. В первые годы работы театра были поставлены спектакли "Макбет" (1919), "Король Лир" (1920), "Юлий Цезарь" (1921) Шекспира, "Разбойники" Шиллера (1919), "Рюи Блаз" Гюго (1921); комедии "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Слуга двух господ" Гольдони и "Смехотворные прелестницы" Мольера (все в 1921). В середине 20-х гг. в репертуаре театра появляются произведения советской драматургии: "Мятеж" (1925), "Разлом" (1927) Лавренева, "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского. В этих работах БДТ утверждается как театр последовательно реалистического направления, получают известность актеры А. И. Лариков, В. Я. Софронов, В. П. Полицеймако, О. Г. Казико и др. В 30-е гг. театр обращается к творчеству М. Горького, крупнейшими достижениями стали спектакли — "Мещане" (1937, режиссер А. Д. Дикий) и "Дачники" (1939, режиссер Б. А. Бабочкин). Убедительное воплощение получает на сцене драматургия Н. Ф. Погодина — "Мой друг" (1932), "После бала" (1934), "Аристократы" (1935), пьесы, посвященные В. И. Ленину, — "Человек с ружьем" (1938), "Кремлевские куранты" (1940). В 40-е гг. поставлены спектакли "Вишневый сад" Чехова (1940), "Король Лир" Шекспира (1941). В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в г. Киров. После войны театр возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К. П. Хохлов. Ставились спектакли "Под каштанами Праги" (1946) и "Русский вопрос" (1947) Симонова, "Бесприданница" Островского, "Враги" (оба в 1948), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" Горького. В середине 50-х гг. во главе театра становится Г. А. Товстоногов. Для спектаклей 50—60-х гг. характерно усиление тенденции к сценическому воплощению острых и напряженных жизненных коллизий, к яркой реалистической форме, к широким социально-историческим и социально-психологическим обобщениям. Наиболее значительны постановки этого периода: "Идиот" по Достоевскому, "Лиса и виноград" Фигейреду (обе в 1957), "Варвары" (1959) и "Мещане" (1967; Государственная премия СССР, 1970) Горького, документальный спектакль "Правду! Ничего кроме правды!" Д"Аля (1967), "Король Генрих " Шекспира (1969). В 1932 театру присвоено имя М. Горького, в 1964 получил звание академического.

  В труппе театра (1973): народные артисты СССР — Е. З. Копелян, Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, народные артисты РСФСР — Л. И. Макарова, Э. А. Попова, В. И. Стржельчик, заслуженные артисты РСФСР — А. В. Абрамов, А. А. Андреев, О. В. Басилашвили, В. М. Медведев, В. П. Ковель, Н. А. Ольхина, П. П. Панков, М. А. Призван-Соколова, Б. С. Рыжухин, Н. Н. Трофимов, З. М. Шарко, С. Ю. Юрский, заслуженный артист УССР О. И. Борисов и др.; главный режиссер народный артист СССР Г. А. Товстоногов (с 1956). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971).

  Лит.: Ленинградский государственный Большой Драматический театр имени М. Горького 1919—1954, Л., 1954.

  С. Л. Цимбал.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:34:47