Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ларионов Михаил Федорович

Ларионов (далее Л) Михаил Федорович (22.5(3.6).1881, близ Тирасполя, Молдавия, — 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, русский живописец, график, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898—1910) у В. А. Серова и И. И. Левитана. В 1902—06 работал в духе позднего импрессионизма ("Куст сирени в цвету", 1904, Третьяковская галерея). В 1906 посетил Париж. С 1907, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства (лубок, ремесленная вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере (резкий рисунок, сочная декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат ("Отдыхающий солдат", 1911; "Весна", 1912; обе — в Третьяковской галерее). С конца 1900-х гг. Л. (совместно с Н. С. Гончаровой)организатор выступлений московских "левых" художников, инициатор выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913) и др. Противоречивые искания Л. привели его в 1911 к созданию так называемого лучизма (одного из первых примеров абстрактного искусства), оказавшегося в итоге бесперспективной художественной системой. В 1910-е гг. Л. выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов ("Помада" Крученых, издано в 1912). С 1915, живя в Париже, оформлял балетные постановки в антрепризе С. П. Дягилева (вместе с Гончаровой — "Русские сказки" Лядова, 1916; "Шут" Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.

  Соч.: Лучизм, М., 1913.

  Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125—130; Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ла, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов, М., 1971; George ., Larionov. ., 1966.

  Г. Г. Поспелов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 13:05:11