|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Лао-цзы | Лао-цзы (далее Л), Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата "Л" (др. название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции, Л-ц. в 6-5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных ученых считает, что Л-ц. - фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 - начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, - дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао в трактате метафорически уподоблено воде - подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путем возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Написанный в афористической форме крайне лаконичным языком, трактат дает простор для разнообразных интерпретаций. Он был каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.
Источн. в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с 114-38.
Лит.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Л и его учение, М. - Л, 1950; Waley A., The way and its power, L. - . ., 1956; KaItenmark M., Lao Tseu et le Taoisme, ., 1965; Fung Yu-lan, Ahistory of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:12:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|