|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ламаизм | Ламаизм (далее Л), одно из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах.
Процесс складывания Л начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7—9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине в.), Сакьяпа ( в.), Каджупа ( в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 — начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357—1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617—82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам — вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16—17 вв. Л стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16—17 вв. Л распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.
Теоретические основы Л изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.
Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Л обладает рядом особенностей. Как религия Л чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Л характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придается бодхисатвам не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара — "милосердный", подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея — будда "грядущего". В Л на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Л ограничивался комментированием переводных текстов.
Экономическую основу господства Л составляло крупное монастырское землевладение. Л являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространен. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Л утратило свои былые экономические и политические позиции.
Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма — ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., civilisation tibеtaine, ., 1962.
В. А. Богословский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 09:28:09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|