Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ладовый ритм

Ладовый ритм (далее Л) музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским в начале 20 в. Термин "Л" означает развертывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — "единую симметричную систему"; две такие системы на расстоянии полутона дают "двойную симметричную систему". Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л дала углубленную трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведет к трактовке старинных, лишенных тритона ладов (например, пентатоники) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Л не сохранила своего значения, но многие ее понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли.

  Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908; его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд.. М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930; Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.

  В. А. Цуккерман.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 12:29:12