|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Кушанское царство | Кушанское царство (далее К) государство древнего мира. В период своего расцвета (конец 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К изучено слабо. Общие контуры политической истории К вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории К пока не установлена.
К возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К Основные завоевания кушан связаны с именами царей - Куджулы Кадфиза, его сына Вимы Кадфиза (Кадфиза ) и наиболее знаменитого царя кушан - Канишки. Расцвет К приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно с середины 3 в. н. э.) - на царствование Васудевы. История К в 4 в. еще недостаточно ясна.
Наиболее значительные раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) - в Афганистане, в Таксиле - в Пакистане и на ряде городищ Северной Бактрии - в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих территориях велись большие строительные работы, имел место рост городов, значительное развитие получили ирригация и ремесленное производство. Хорошо прослежены и торговые связи К с Китаем, Парфией и Римом (К и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шелковому пути - из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию и по морю - из римского Египта в порты Западной Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Среднюю Азию и на Дальний Восток.
Искусство К, развивавшееся в рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадской; гандхарской, см. Гандхара; матхурской), представляет собой явление эллинистической художественной культуры Среднего Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные оборонительные стены, возрастает плотность городской застройки (Дальверзин-Тепе, Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм), парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хадда, Буткара) характерны композиции с центральным залом (окруженным помещениями и коридорами) и колонным айваном на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. Для искусства К характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхисатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи К реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художеств. изделия из металла, драгоценные ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими народные верования и представления. Искусство К оказало существенное влияние на последующее развитие художественной культуры Средней Азии, Афганистана и Индии.
Лит.: История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. ф., Древняя Индия, М., 1969; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224 - 55; Пугаченкова Г. А., Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. ., India under the Kushanas, Bombay, 1965; Schiumberger D., L"Orient hellénisé, ., 1970.
Б. Я. Ставиский, Г. А. Пугаченкова.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:44:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|