Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Кузнецов (далее К) Павел Варфоломеевич (5(17).11.1878, Саратов, — 21.2.1968, Москва), советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из организаторов выставки "Голубая роза" (1907). Член объединений — "Мир искусства", "Четыре искусства". В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и др. институтах. Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, К. стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную и живописную аналогию литературному и музыкальному символизму ("Голубой фонтан", темпера, 1905, Третьяковская галерея). Надеясь открыть в первобытнокочевой жизни извечную цельность бытия, гармонию между человеком и природой, в конце 1900-х — начале 1910-х гг. совершил ряд поездок в Заволжье и Среднюю Азию, после чего создал "степную", или "киргизскую", серию картин ("Мираж в степи", "Вечер в степи"; обе — темпера, 1912, Третьяковская галерея), проникнутых созерцательным покоем, ясно-просветленных, в которых декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков. В 1920—30-е гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, К. использовал в своих станковых произведениях технику настенных росписей ("Отдых пастухов", 1927, Русский музей, Ленинград; "Мать", 1930, Третьяковская галерея; оба — а секко). В работах этих лет, часто посвященных преображенной жизни Советского Востока, К., сохраняя поэтический строй образов, придает композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, сообщает человеческим фигурам большую жизненную непосредственность ("Сортировка хлопка", 1931, Третьяковская галерея). К. выполнил большое число пейзажей (Крыма, Армении, Подмосковья и Рижского взморья), натюрмортов и портретов. Работал в области монументальной, театрально-декорационной живописи, а также графики (серии автолитографий — "Горная Бухара", "Туркестан"; обе — 1923).

  Лит.: Ромм А. Г., П. В. К, М., 1960; (Алпатов М. В.), П. В. К, М., (1972).

  Д. В. Сарабьянов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 12:14:49