| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Антропоморфизм |  | Антропоморфизм (далее А) (от антропо... и греч. morpho - вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Наивно-догматический А представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевленных предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д. (земля спит, небо хмурится и т.п.). Такой А являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке современных культурных народов (например, безличные глаголы типа "моросит", "светает" и др.), в искусстве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А в настоящее время свойствен только психике ребенка, у взрослых людей он является обычно признаком инфантилизма. Наивно-догматический А перерастает в религиозный А - перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религиозных представлений о богах и других сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. 
 Элементы А иногда проникают и в научное познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, например, термины "работа", "напряжение" и т.п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А вытесняется научным мировоззрением, хотя в некоторых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (например, в зоопсихологии). Некоторые исследователи наделяют животных человеческими мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной ("продолжительность жизни" частиц и пр.), технической, в частности кибернетической, литературе антропоморфное употребление понятий (машина "запоминает", "решает задачу" и т.п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу.
 
 В. А Костеловский.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:54:20 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |