|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Крепостной театр | Крепостной театр (далее К) вид частного дворянского театра в России; труппы создавались помещиками из числа крепостных крестьян. К появились в конце 17 в. Получили распространение в конце 18 — начала 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (на рубеже 18—19 вв. было свыше 170 К). Наряду с примитивными домашними театрами существовали К, располагавшие зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированными крепостными актерами, обучавшимися у крупнейших мастеров русской и западноевропейской сцены. Одним из самых богатых К был театр графов Шереметевых. Созданный в конце 60-х гг. 18 в. П. Б. Шереметевым, он к концу 18 в. при Н. П. Шереметеве не уступал придворному (из 8 К Шереметевых сохранился лишь Останкинский в Москве, ныне государственный Музей творчества крепостных). В его репертуар входили оперы К. В. Глюка, А. Гретри, Е. И. Фомина, М. А. Матинского и др. В труппе состояло более 200 человек. В историю русского искусства вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов — С. А. Дегтярева, Г. Я. Ломакина, инструментального мастера ("русского Страдивари") И. А. Батова, актрис — Т. В. Шлыковой-Гранатовой, П. И. Жемчуговой и др. Не менее известны театры князя Н. Б. Юсупова в Москве и в подмосковной усадьбе Архангельское (ныне государственный музей). Особое место в истории К занимает театр А. Р. Воронцова — одного из наиболее прогрессивных, образованных людей своего времени. В его театре ставились главным образом произведения русской драматургии — Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, И. А. Крылова и др. Актеры получали жалованье.
История К содержит много глубоко трагических страниц (см., например, "Записки и письма" М. С. Щепкина, рассказы "Тупейный художник" Н. С. Лескова, "Сорока-воровка" А. И. Герцена). Зависимость от барского произвола делала жизнь крепостного актера необычайно тяжелой.
К содействовали широкому распространению театрального искусства, утверждали в нем через актеров реалистическое демократическое направление, заложили основы русской провинциальной сцены.
В 19 в. в связи с ростом капиталистических отношений изменились характер К и их направленность. Некоторые помещики превратили свои театры в доходные предприятия (С. С. Каменский в Орле, Н. Г. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.).
Лит.: Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944; Михаил Семенович Щепкин. Записки, письма. Современники о М. С. Щепкине, М., 1952; Соловьев И. А., Останкино, М., 1958; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII—XVIII вв., М., 1958. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:12:56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|