Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Крепостная интеллигенция

Крепостная интеллигенция (далее К)ученые, архитекторы, художники, актеры, композиторы и люди др. творческих профессий из среды крепостных крестьян. Чаще всего они получали образование или возможность заниматься искусством благодаря содействию своих хозяев (как правило, из своекорыстных интересов помещиков-крепостников). Крепостная интеллигенция появилась в России во 2-й половине 18 в., главным образом из дворовых. Отдельные выходцы из крепостных известны в русской культуре 17 и 1-й половины 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров). Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 вв. Крепостная интеллигенция внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре — А. Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И. С. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев — преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи — Ф. С. Рокотов, М. Шибанов, Е. Д. Камеженков (после освобождения — академик петербургской Академии художеств), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин (академик петербургской Академии художеств), О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков. Крупными представителями русской музыкальной культуры 18 — начала 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин. В области литературы, кроме Т. Г. Шевченко, были известны И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Особенно значительна роль Крепостная интеллигенция в развитии русской театральной культуры 18—19 вв. Крупнейшими актерами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), С. Ф. Мочалов (отец великого трагического актера), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности. В конце 18 — начале 19 вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых — в Москве, С. С. Каменского — в Орле, П. И. Есипова — в Казани и др.).

  Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция, в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Познанский В. В., Таланты в неволе, М., 1962.

  В. В. Познанский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 07:14:22