Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аввакум Петрович

Аввакум (далее А) Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжен в срубе.

  Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнета. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.

  А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр "Жития" в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.

  Соч.: Житие протопопа Аа, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.

  Лит.: История СССР. С древнейших времен до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аа и литературы о нем. 1917—1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, (т.) 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аа — произведение демократической литературы XVII в., там же, (т.) 14, М.—Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аа и Епифания, М., 1963.

  И. А. Булыгин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:28:16