|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Конструктивизм | Конструктивизм (далее К) направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А. М. Ган, А. М. Родченко, братья В. А. и Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники К, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике К частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.
В архитектуре принципы К были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга и впервые четко проявились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923; новый внешний облик, в котором выявлена конструктивная основа здания — каркас; четкий и рациональный план). В 1925 была основана творческая организация конструктивистов — ОСА (Объединение современных архитекторов), печатным органом которой стал журнал "Современная архитектура" (1926—30). На его страницах было изложено кредо архитектурного К — т. н. функциональный метод, который требовал от архитектора учета особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путем создания их рационального плана и оборудования. Наряду с др. группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых приемов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта (см. Жилище), разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Однако в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (объявление квартиры "материальной формой мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучет природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).
Эстетика К в определенной степени способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок (Л. М. Лисицкий). К сыграл заметную роль в развитии графики — плаката (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко), конструирования книги (новые приемы использования выразительных возможностей шрифта и наборных материалов в работах А. М. Гана, Л. М. Лисицкого). В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчиненные задачам сценические действия "станки" для работы актеров, одетых в прозодежду (работы Л. С. Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова).
Применительно к зарубежным пластическим искусствам термин "К" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремящееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из авангардистских течений, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского К (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).
В литературе конструктивистские тенденции, отвечавшие "левым" требованиям "революции формы" (преобразования языка, стиха, жанров), стимулировались лозунгами ЛЕФа. (ориентация на "конструкцию материалов" вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или "кинематографичность" в прозе, "агит-поэзию", газетный язык). Как самостоятельное, преимущественно поэтическое течение К провозглашен К Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест — в их сборнике "Мена всех", 1924). В 1924 оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в котором участвовали наряду с И. Л. Сельвинским и К Л. Зелинским (теоретик группы) В. А. Луговской, В. М. Инбер, Б. Н. Агапов, Е. И. Габрилович, Туманный (Н. Н. Панов), А. П. Квятковский и др.; организационно примыкал Э. Г. Багрицкий. В теоретических установках К (в противовес ЛЕФу) признавал суверенные права поэзии, однако закономерности ее развития как явления духовной культуры во многом подменялись ориентацией на прогресс "технической оснастки культуры" (например, принцип "грузофикации слова", или "конструкторского" распределения материала: "максимальная нагрузка потребности на единицу его, т. е. коротко, сжато, в малом — многое, в точке — все" ("Мена всех", (сб.), 1924, с. 8), что в крайнем выражении приводило к стилю лозунга и рекламы (опыты А. Н. Чичерина)). С другой стороны, выражением конструктивной "организованности" явился "локальный принцип" — "конструирование" темы из наиболее сопричастных ей слов и ритмов; в поэтической лаборатории И. Л. Сельвинского авторская речь растворялась в языке перспнажа или описываемой среды (стихотворение "Вор", 1922, целиком на воровском жаргоне), применялась фонетическая транскрипция с обозначением тона для передачи "ритмических соответствий" произношению (например, песенного или плясового лада). Конструктивисты осваивали в поэзии приемы прозы ("инфляция прозы"), особые пласты лексики и др. (профессиональная речь, жаргоны); отказываясь от лирических эмоций, предпочитали четко организованную фабульную поэзию, эпические жанры. Но "стиля эпохи", как замышляли, они не создали. В 1930 группа ЛЦК самораспустилась. Роль ЛЦК в советской поэзии определяется не ошибочными теоретическими установками, а самим творчеством входивших в него талантливых поэтов (во главе с И. Л. Сельвинским), оставивших живое поэтическое наследие.
Лит.: Ган А., К, Тверь, 1922; "Кино-фот", 1922—23; "Современная архитектура", 1926—30; Литературные манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929; Из истории советской архитектуры. 1917—1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Советское литературоведение и критика. Библиографический указатель, М., 1966; Из истории советской архитектуры. 1926—1932 гг. Документы и материалы, М., 1970.
С. О. Хан-Магомедов (введение, архитектура),
В. И. Ракитин (художественное конструирование, графика, театрально-декорационное искусство),
А. А. Морозов (литература).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:15:47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|