|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Константин (в Древнем Риме) | Константин (далее К) (Constantinus). В Древнем Риме:
К (в Древнем Риме) , или К (в Древнем Риме) Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К (в Древнем Риме)) за власть. В 312 К (в Древнем Риме) разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключенный в 313 в Медиолане союз между К (в Древнем Риме) и Лицинием оказался непрочным; в 324 К (в Древнем Риме) разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К (в Древнем Риме) правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращенном виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К (в Древнем Риме) своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Кополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. К (в Древнем Риме) поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К (в Древнем Риме) удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражен натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К (в Древнем Риме) равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К (в Древнем Риме) (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К (в Древнем Риме) принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Еще будучи язычником, К (в Древнем Риме) активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Münch., (1960); Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К (в Древнем Риме) Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын К (в Древнем Риме) . С 326 правитель После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К (в Древнем Риме) получил Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:21:06
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|