|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Консонанс (в музыке) | Консонанс (далее К) (франц. consonance, от лат. consonantia — гармония, созвучие), слияние тонов при их совместном звучании, а также созвучия, в которых тоны сливаются друг с другом. Понятие К (в музыке) противостоит понятию диссонанса. К (в музыке) — звучание спокойное, мягкое, приятно действующее на воспринимающие нервные центры, оно рассматривается как выражение устойчивости, покоя, разрешение напряжений. К К (в музыке) относят приму, октаву, квинту, кварту, большие и малые терции и сексты (чистая кварта по отношению к басу трактуется как диссонанс), а также аккорды, составленные только из этих интервалов без участия диссонирующих (мажорное и минорное трезвучия и их обращения). С математико-акустической точки зрения различие между К (в музыке) и диссонансом только количественное (соотношения чисел колебаний диссонирующих интервалов образуют более сложные дроби), а граница между ними условна. В рамках мажоро-минорной системы различие между К (в музыке) и диссонансом качественное, оно достигает степени острой противоположности, контраста и обладает самостоятельной эстетической ценностью.
Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1931; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды физиологических лабораторий им. акад. И. П. Павлова", т. 10, М.— Л., 1941; Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, Собр. соч., т. Ill а, М., 1957; Медушевский В. В., К и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: Всесоюзная акустическая конференция, М., 1968, секция К (в музыке); Stumpf К (в музыке), Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898 (Beiträge zur Akustik und Musikwissenschaft, . 1).
Ю. . Холопов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 05:02:31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|