Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Антитрестовское законодательство

Антитрестовское законодательство (далее А) законы ряда буржуазных государств, принятые формально в целях ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий. Первым таким законом был закон Шермана, изданный в США в 1890. В конце 60-х гг. 20 в. А имелось в большинстве капиталистических стран Европы, в Японии, Израиле, ЮАР, Австралии, Н. Зеландии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии. Антитрестовские положения содержатся также в Римском договоре 1957 о создании Европейского экономического сообщества (т. н. "Общий рынок").

  Появление А и его развитие связаны с ростом недовольства мелких и средних предпринимателей, а также широких слоев населения все усиливающимся гнетом крупного капитала и монополий. С помощью этих законов буржуазного государства стремятся ослабить накал антимонополистической борьбы и посеять в массах реформистские представления о том, что государственный контроль устраняет якобы господство монополий в современном капиталистическом обществе. Антитрестовские законы, принятые в последние десятилетия, тесно связаны с общей системой мер, с помощью которых буржуазное государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. А широко рекламируется в буржуазной экономии, и правовой литературе как доказательство борьбы буржуазного государства с монополиями, как одно из проявлений т. н. "регулируемого" или "народного" капитализма. На самом деле А — одно из специфических проявлений государственного вмешательства в экономику, характерного для эпохи государственно-монополистического капитализма. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на характер конкурентной борьбы, но никогда не задевает важнейших интересов крупных монополий.

  Наиболее "строгим" и разработанным принято считать А США, т.к. в нем содержится немало запретительных положений. Еще закон Шермана формально поставил вне закона тресты, пулы и иные объединения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами или с другими государствами, запрещал "монополизацию" такой торговли. Рядом более поздних законов (Акт о федеральной торговой комиссии 1914, Акт Клейтона 1914 и др.) были запрещены "нечестная торговая практика", дискриминация в ценах, слияние компаний и другие формы объединения, если они вели к "существенному ослаблению конкуренции". Была предусмотрена уголовная ответственность предпринимателей за нарушение антитрестовских законов (штраф или тюремное заключение на срок до 1 г.), а также роспуск по приказу судов незаконных объединений. Однако монополистический капитал США без труда приспособился к А прежде всего благодаря тому, что само это законодательство содержит ряд прямых исключений, не распространяя свои нормы на капиталистов, занятых в экспортной торговле, в транспортной системе, в банковском деле, а также на целый ряд отраслей производства (военная промышленность, энергия и т.д.). Крупные корпорации используют легальные с точки зрения А формы объединений и монополистической деятельности — держательские компании (холдинг-компани), "конгломеративные слияния" (т. е. объединения компаний, относящихся к разным отраслям торговли или промышленности), а также скрытые приемы установления монополистического господства — "джентльменские соглашения", "лидерство в ценах" и т.д. Большую помощь монополиям оказывают суды США, которые своими постановлениями (например, по делу табачного, стального трестов и т.д.) значительно сузили рамки применения А Но и судебные решения о штрафах и реорганизациях незаконных объединений (например, по делу "Дженерал моторс" 1957, компании "Алкоа" 1964) ведут лишь к перестройке структуры монополий, а не к их подрыву или уничтожению. Практически за всю историю А капиталисты лишь один раз были осуждены за нарушение А (по делу электротехнических корпораций в 1961), но и то к месячному тюремному заключению были приговорены не хозяева монополии, а семеро ее служащих. Зато (вплоть до 30-х гг. 20 в.) А неоднократно использовалось для судебных расправ над организаторами рабочих забастовок, приравненных к "незаконному тресту".

  В большинстве капиталистических стран А не содержит даже формального запрещения монополий, а предусматривает лишь частичный государственный контроль за некоторыми нежелательными, с точки зрения буржуазного государства, приемами предпринимательской деятельности (т. н. ограничительная деловая практика, нечестная торговля и т.п.). Так, Акт о монополиях 1965 в Англии предусматривает возможность расследования отдельных слияний компаний, закон 1957 в ФРГ признает недействительными (с многочисленными изъятиями) картельные соглашения предпринимателей и т.д. С целью стабилизации рыночных отношений административные органы капиталистических стран наделены определенными правами по регулированию конкурентной борьбы, однако такое "антимонополистическое" регулирование не подрывает позиций монополий.

  Лит.: Жидков О. А., А в США, М., 1963; его же, Законодательство о капиталистических монополиях, М., 1968; Мозолин В. П., Корпорации, монополии и право в США, М., 1966; Perspectives on antitrust policy, Princeton, 1965; Kaysen ., Turner D., Antitrust policy, Camb., 1959; Kartelle und Monopole in modernen Recht, Karlsruhe, 1961; Carabiber ., Trusts, cartels et ententes. ., 1964.

  О. А. Жидков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 03:58:46