Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Конкретная музыка

Конкретная музыка (далее К) (французский musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. В К используются преимущественно разнообразные шумы, изредка звучание человеческих голосов и музыкальных инструментов. Изобретателем К является французский инженер-акустик П. Шеффер, создавший свои первые "конкретные" сочинения в 1948. В 50-е гг. 20 в. во при Центральном радиовещании была создана экспериментальная студия К, вокруг которой объединилась группа музыкантов; группы деятелей К возникли также в Италии, Западной США. Сторонники К полагают, что она "безгранично расширяет" выразительные средства музыкального искусства, вводя в композицию весь мир звучаний, окружающих человека. В действительности произведения К, порывающие с системой звуковысотной организации, предельно обедняют возможности выражения определенного художественного содержания и способны выполнять лишь чисто прикладную роль (шумовое оформление кинокартин, драматических спектаклей и пр.). К представляет собой одно из проявлений кризиса музыкальной культуры в буржуазном обществе

  Лит.: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, 2 изд., М., 1964; его же, Французская музыка ХХ века, 2 изд., М., 1970.

  Г. М. Шнеерсон.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 11:14:43