Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Антисемитизм

Антисемитизм (далее А) одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. А принимал в ходе истории различные формы — от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). А представляет собой социальное явление, используемое правящими эксплуататорскими классами в разных целях — политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения трудящихся от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло А в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс, опутанных религиозно-этническими предрассудками.

  Исторические корни А уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Их религия — иудаизм — своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, "избранным богом", и др. резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религиозный А был в течение многих веков наиболее отчетливо выраженным видом А Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: церковники обвиняли евреев в ритуальном убийстве Христа, в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и др. Социально-экономические мотивы А были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом, по мере развития товарно-денежных отношений становились серьезными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения. В древности одним из наиболее известных проявлений А было преследование евреев в 1 в. н. э. в Александрии, Антиохии и других центрах Римской империи. В средние века резкое усиление А в Западной Европе наблюдается с конца 11—12 вв. в связи с ростом религиозной нетерпимости во время крестовых походов (еврейские погромы, учинявшиеся крестоносцами по пути на В.) и особенно с 13—14 вв., в условиях быстрого развития товарно-денежных отношений. А выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из в 1394, из Испании в 1492 и т.д.); гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их богатств.

  В результате буржуазных революций 16—19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70—80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна А, который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни; в русло А, который сопровождался социальной демагогией, направлялась мелкобуржуазная оппозиция крупному капиталу. Особой силы антисемитское движение достигло в и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А Штеккер в К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин "А" (подчеркивал враждебность к евреям, принадлежащим к т. н. семитским народам). В 1882 в Дрездене состоялся первый между народный антисемитский конгресс. Попытки усиления А встречали противодействие прогрессивных сил (например, во во время дела Дрейфуса, см. Дрейфуса дело). С конца 19 в. борьба против А осложнилась распространением сионизма, становящегося все более реакционным. Ныне сионизм — это идеология, разветвленная система организаций, политическая практика крупной еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав; основным содержанием современного сионизма, игнорирующего подлинные интересы еврейского народа, является ярый шовинизм и злобный антикоммунизм. Сионистские лидеры, развивающие идеи об "извечности" А, призывающие к обособлению самих евреев от других народов, практически усиливали и усиливают А и используют его в своих интересах.

  В России А являлся по существу признанной государственной доктриной; евреи (некрещеные) были здесь ограничены в месте жительства ("черта оседлости"), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на дорогах и почте; существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения и т.д. А подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20—30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой А были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра , вторая — в период Революции 1905—07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из "Союза русского народа", а за их спиной — царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, бандами Махно и других "атаманов". Русской социал-демократии, как и марксистским партиям других стран, пришлось вести борьбу как против А, так и против еврейского национализма (проявлявшегося, в частности, в деятельности еврейских политических партий типа Бунд); борьба с А рассматривалась русскими социал-демократами как составная часть общей освободительной борьбы и демократические решения национального вопроса. В. И. Ленин, указывая на "... несомненную связь антисемитизма с интересами именно буржуазных, а не рабочих слоев населения" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121), подчеркивал, что А раздувается эксплуататорскими классами, использующими темноту масс, отмечал развращающее влияние А, отравляющего сознание народа; одновременно Ленин подчеркивал, что борьба самих евреев с А не должна принимать форму национализма и нарушать революционный союз еврейского пролетариата с пролетариями других национальностей. Представители русской прогрессивной интеллигенции, в их числе М. Горький, В. Г. Короленко, решительно выступали против А

  Великая Октябрьская социалистическая революция заложила базу для разрешения национального вопроса в СССР и, в частности, установила полное равноправие евреев во всех областях жизни. Постановление Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918, подписанное В. И. Лениным, объявляло А "гибелью для дела рабочей и крестьянской революции" и предписывало ставить вне закона погромщиков и ведущих погромную агитацию.

  В 30—40-х гг. 20 в. центром А стала фашистская где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили А фашистские группы и организации и в ряде других стран. В и оккупированных ею в ходе 2-й мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено (главным образом в построенных для этой цели "лагерях смерти") около 6 млн. евреев. Разгром гитлеровской и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев (квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности) нанесли удар по А Однако в капиталистических странах он не исчез, хотя стал проявляться в более смягченней ферме (главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев) и реже принимает насильственные формы (местные погромы, как, например, в Ливерпуле в 1947, поджоги синагог и т.п.); оживление А обычно совпадает с усилением политической реакции в тех или иных странах.

  В качестве проявления А империалистическая и сионистская пропаганда пытается представить борьбу арабских народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля.

  А осуждается всеми прогрессивными силами международной общественности. Международное совещание коммунистических и рабочих партий 1969 обратилось с призывом усилить борьбу "... против расовой и национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 323).

  Социалистический строй создает основу для полного равноправия людей независимо от их расовой и национальной принадлежности. а следовательно, и для полного искоренения А Согласно ст. 123 Конституции СССР, всякая проповедь расовой или национальной исключительности (а следовательно, и А) карается законом.

  Лит.: Энгельс Ф., Об антисемитизме, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Ленин В. И., О погромной травле евреев, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его же, К вопросу о национальной политике, там же, т. 25; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же; Бебель А, Социал-демократия и антисемитизм, СПБ, 1907; Ларин Ю., Евреи и антисемитизм в СССР, М.—Л., 1929; Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время, Л., 1929; Нюрнгбергский процесс, т. 4, М., 1959, с. 655—733, т. 7, М., 1961, с. 307—541; Кон И. С., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, № 9; Lazare В., L"antisémitisme, son histoire et ses causes. ., 1894; Levinger L. J., The causes of anti-semitism in the United States, Phil., 1929.

  В. И. Козлов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 20:08:19