|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Композиция (построение художеств. произв.) | Композиция (далее К) (от лат. compositio — составление, сочинение),
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К (построение художеств. произв.) — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К (построение художеств. произв.), складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
К (построение художеств. произв.) в литературе — организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К (построение художеств. произв.) включает: расстановку и соотнесенность характеров (К (построение художеств. произв.) как "система образов"), событий и поступков (К (построение художеств. произв.) сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К (построение художеств. произв.) внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К (построение художеств. произв.)), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К (построение художеств. произв.) деталей).
Приемы и способы К (построение художеств. произв.) весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К (построение художеств. произв.) является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К (построение художеств. произв.) включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином "К (построение художеств. произв.)" многие современные теоретики используют в том же значении слово "структура" (см. Структура художественного произведения).
Являя собой "... бесконечный лабиринт сцеплений..." (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К (построение художеств. произв.) завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. "К — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее похожа; ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи" ("Теория литературы", (кн. 3), 1965, с. 425).
Каждое произв. сочетает как общие, "типовые" для данного рода, жанра или направления способы К (построение художеств. произв.) (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах "интриги", строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" ведущий принцип К (построение художеств. произв.) персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай — Шамиль).
В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина "К (построение художеств. произв.)". При этом единицей, компонентом К (построение художеств. произв.) выступает такой "отрезок" произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в нее могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всем ее протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определенная точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена "изображается" непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных "точек зрения", их взаимосвязанность и единство и составляют К (построение художеств. произв.) в этом смысле.
Своеобразна К (построение художеств. произв.) стихотворных произведений, особенно лирических; ее отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).
В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе).
В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К (построение художеств. произв.) организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
К (построение художеств. произв.) в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К (построение художеств. произв.) определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К (построение художеств. произв.) там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. К (построение художеств. произв.) в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К (построение художеств. произв.) разделяются на "устойчивые" (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и "динамические" (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), "открытые" (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и "закрытые" (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К (построение художеств. произв.) преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жестких канонических схем к свободным композиционным приемам; так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К (построение художеств. произв.), отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.
О К (построение художеств. произв.) в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.
3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К (построение художеств. произв.)).
4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как гармония, полифония, инструментовка, анализ музыкальных произведений.
Лит.: Жирмунский В. М., К лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Алпатов М. В., К в живописи, М. — Л., 1940: Теория литературы, (кн. 2), М., 1964, с. 433—34, (кн. 3), М., 1965, с. 422—42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22.
В. E. Хализев, В. С. Турчин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 05:02:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|