|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Компенсатор | Компенсатор (далее К) (от лат. compenso - возмещаю, уравновешиваю) в технике, 1) устройство или заполнитель для возмещения или уравновешивания влияния различных факторов (температуры, давления, положения и других) на состояние и работу сооружений, систем, машин, приборов; К обеспечивает их работоспособность путем устранения влияний указанных факторов, а также служит для измерения или регулирования физических величин (например, компенсатор оптический). Конструкция К, применяемых при сборке (см. Компенсация сборочная) и эксплуатации машин, определяется предельными значениями и необходимой точностью компенсации.
Различают К неподвижные и подвижные. Неподвижными К являются, например, прокладки, проставочные кольца и тому подобные детали, изменение размеров и формы которых устраняют отклонения размеров от номинальных. Неподвижным К может также служить заполнитель, который после затвердевания фиксирует установленное положение деталей. Такие К используют, например, при изготовлении макетов и технологических приспособлений. Подвижные К могут быть периодического или непрерывного действия. Периодически действующие К (регулировочные винты, эксцентриковые втулки и т.п.) устраняют отклонение размеров при перемещении или повороте. К непрерывного действия работают автоматически. Примерами могут служить двойной шарнир для компенсации несоосности валов, например шарнир Гука, сильфон для компенсации удлинения трубопровода. В машинах, работающих в различных тепловых режимах (например, в двигателях внутреннего сгорания), К устраняют влияние тепловых деформаций; в замкнутых жидкостных системах (например, в гидроприводах машин) жидкостными К поддерживается постоянное давление при изменениях температуры жидкости. К в электротехнике предназначен для улучшения cosj и регулирования напряжения в электрических сетях (см. К синхронный). Применение К необходимо для нормальной работы несоосных валов, обеспечения заданных зазоров в опорах и зубчатых зацеплениях, для передачи движения между перемещающимися валами, устранения люфтов в соединениях и т.п. Использование К способствует широкому внедрению взаимозаменяемости деталей, повышает долговечность и ремонтоспособность машин при меньшей точности изготовления отдельных элементов. Введение К в машины облегчает процесс массового производства, сокращает индивидуальную подгонку деталей при сборке, снижает производственно-эксплуатационные расходы. 2) Термомагнитный сплав, содержащий 38% 14% Применяется в различных электроизмерительных приборах в качестве шунтов постоянных для уменьшения температурной погрешности приборов.
Лит.: Справочник машиностроителя, 2 изд., т. 4, М., 1956.
С. В. Беспалов, А. И. Зусман.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 19:09:56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|