|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Компас (в мор. деле) | Компас (далее К) (в морском деле — компас) (нем. Kompass, итал. compasso, от compassare — измерять шагами), прибор для ориентирования на местности. По принципу действия К (в мор. деле) разделяют на: в которых используется свойство прямого постоянного ( стрелки) или катушки с током при взаимодействии с полем Земли располагаться вдоль меридиана в направлении север — юг; гироскопические, в которых используется свойство быстро вращающегося ротора гироскопа сохранять неизменным направление оси вращения и удерживать ее при определенных условиях в плоскости географического меридиана (см. Гирополукомпас, Гирокомпас); астрономические, в которых специальное устройство (пеленгатор) непрерывно следит за положением какого-либо небесного светила (например, Солнца), что позволяет при знании географических координат места нахождения определить направление географического меридиана (см. Астрономический компас); радиокомпасы — радиоприемные устройства, автоматически фиксирующие направление на радиомаяк (см. Радиокомпас, Радиополукомпас). К (в мор. деле) применяется в морской и авиационной навигации (для определения курса судна, самолета, а также направлений на ориентиры), в сухопутных путешествиях, в военном деле, геодезии и топографии, в горном деле (см. Буссоль, Горный компас).
Старейшим и наиболее распространенным прибором является К (в мор. деле) Более 2 тыс. лет назад в Китае уже применяли постоянный для определения направления север — юг. В Европе К (в мор. деле) появился не позднее 12 в., он представлял собой стрелку, укрепленную на пробке, плававшей в сосуде с водой. В начале 14 в. К (в мор. деле) был усовершенствован: стрелку поместили на острие, которое находилось в центре бумажного круга (картушки), снабженного для удобства ориентирования делениями. Круг был разделен сначала на 16, а затем на 32 равных сектора (см. Румб). В 16 в. для уменьшения воздействия на К (в мор. деле) механических колебаний (например, морской качки) стали применять кардановый подвес. В 17 в. морской К (в мор. деле) снабдили так называемым пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами по концам, что позволило точнее отсчитывать направления (пеленги). Усовершенствованный К (в мор. деле) стал основным навигационным прибором в судовождении. Точность показаний современных судовых К (в мор. деле) в средних широтах и при отсутствии качки достигает 0,3—0,5°.
Авиационный К (в мор. деле) имеет те же основные детали, что и судовой, но его конструкция учитывает специфические условия работы: возможные сильные вибрации, ускорения и т.п.
К недостаткам К (в мор. деле) относится необходимость вносить поправки в его показания на несовпадение и географического меридианов (учитывать склонение магнитное) и поправки на девиацию (см. Девиация компаса). Вблизи полюсов Земли и крупных аномалий точность показаний К (в мор. деле) резко снижается, в этих районах приходится пользоваться К (в мор. деле) других типов. Однако ни один из перечисленных типов К (в мор. деле) не может обеспечить точного измерения курса во всех районах Земли при любой погоде, различных состояниях и радиопомехах. В связи с этим в морском деле, в авиации, в военном деле применяют совместно К (в мор. деле) различных типов, на их основе созданы единые курсовые системы.
Лит.: Андерсон Э., Принципы навигации, пер. с англ., М., 1968; Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 01:09:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|