|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Комедия дель арте | Комедия дель арте (далее К) (commedia dell"arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К унаследовала реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической "ученой комедии" ("комедия эрудита"). Буффонно яркие представления К, разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были "слуги" — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону К определяли идеализированные образы "влюбленных", выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актеры К, виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актерами К были А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андрсини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д"Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. начался упадок К — под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. К оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр "Комеди Итальени" в Париже). Особенно заметно влияние К на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия К зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле "Принцесса Турандот". Отдельные черты поэтики К восприняли современные прогрессивные драматурги и актеры Италии (в том числе Э. Де Филиппе).
Лит.: Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Apollonio М., Storia della commedia dell"arte, Roma — Mil., 1930; Pandolfi ., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell"arte, Roma, (1969).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 19:47:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|