|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Классика | Классика (далее К) (от лат. classicus — образцовый). Первоначально "классик" — относящийся к первому разряду, "классу", высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима. В метафорическом смысле ("элита") слово "классики" было впервые употреблено Цицероном, а применительно к литературе — Авлом Геллием (2 в.). Гуманисты Возрождения, для которых "избранниками" в области литературы и искусства были все античные писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т.п., называли их классиками. Такой же смысл вкладывали в слова "классика", "классики", "классический" представители классицизма (называя "классиками" и художников своего направления).
Науку, изучающую античную культуру на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17—18 вв. стали обозначать термином "классическая филология" (см. Филология).
В эпоху Возрождения начал складываться тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого ("классических") языков и античной ("классической") литературы — классическое образование. Тогда же стала зарождаться особая система выразительных средств хореографического искусства — классический танец.
Одновременно распространялось и широкое употребление понятий "классика", "классики", "классический" в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своем роде. Так, классиками стали называть всех выдающихся мастеров литературы и искусства, творчество которых имеет непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры (У. Шекспир, Рафаэль, И. В. Гете, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). А под классическим искусством подразумевают не только творения художников древнегреческой классики 5—4 вв. до н. э. и Высокого Возрождения конца 15—начала 16 вв., к которым традиционно прилагается этот термин, но и искусство периодов расцвета в той или иной стране (например, классическая литература 8 в. в Китае, классическая опера 19 в. в России и т.п.).
Широкому толкованию классического свойствен и дополнительный смысловой оттенок — показательный, характерный, представительный, типичный. Так, говорят о "классическом французском романе 19 века", имея в виду определяющие для литературы эпохи реалистические произведения Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера и др.; о "классической венской оперетте", подразумевая творчество И. Штрауса-сына, Ф. Легара, И. Кальмана и т.д. Столь же условны термины "классическая манера", "классическая традиция" и т.п.
Определение "классический" нередко выступает как синонимичное "зрелому", "завершенному" (К Маркс в работе "К критике политической экономии" прямо отождествляет "полную зрелость" исторического процесса с "классической формой" последнего — см. К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 497). Подобное толкование помогает понять содержание терминов классическая немецкая философия, классическая буржуазная политическая экономия, классическая школа уголовного права и др. Термин "классическое естествознание" характеризует уровень науки о природе (общие принципы, систему взглядов, методы исследования) до научной революции 20 в. — в первую очередь в тех отраслях, где основные представления изменились коренным образом (например, классическая механика, классическая физика и др.).
Слово "классический" может также в равной степени со значением образцового, совершенного содержать в себе значение "первоначальности", "программности", основоположения. В таком смысле, например, говорят о классиках марксизма-ленинизма — К Марксе, Ф. Энгельсе, В. И. Ленине, о классиках естествознания — И. Ньютоне, Ч. Дарвине, Д. И. И. П. Павлове, А. Эйнштейне и др.
Г. В. Ховрина. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:33:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|