Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кладбище

Кладбище (далее К) территория, специально отведенная для захоронения покойников. Типы К и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами и др., а также административными и санитарными нормами, устанавливаемыми органами власти.

  Группы захоронений, относящихся к времени первобытнообщинного и раннефеодального обществ, принято называть могильниками. К античного мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно называют некрополями. В России сельские К называют погостами. Места захоронений выдающихся людей иногда называют пантеонами. В ряде случаев установленные на К гробницы и надгробия имеют художественную, а надписи на них (эпитафии) историческую ценность.

  В России К создавались при монастырях, городских и сельских церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви. Так, в Москве в конце 17 в. было более 300 мест погребения. Для иностранцев существовало особое "немецкое" К Усыпальницей московских князей и русских царей служил Архангельский собор Московского Кремля, русских императоров - Петропавловский собор в Петербурге, высших иерархов русской православной церкви - Успенский собор Московского Кремля. В октябре 1723 император Петр издал указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме "знатных персон". Но указ этот почти не выполнялся. В 1758 открылось первое в Москве городское К - Лазаревское. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих - в отдаленных от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 1 ноября 1771 Сенат запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать К за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению в Москве новых К - Преображенского и Рогожского, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих) религиозных общин. В начале 70-х гг. 18 в. в Москве были основаны городские К - Ваганьковское, Даниловское, и др. Традиционными местами погребения московской аристократии стали К при монастырях - Андрониковом, Даниловском, Донском, Новодевичьем. Постепенно К в городах приобретают архитектурно-планировочную организацию.

  В 18-19 вв. появляются К военные, морские, тюремные (за стенами Шлиссельбургской крепости, т. н. раскольничье К за стенами Соловецкого монастыря), инфекционные и др. В 19-начале 20 вв. в России в связи с ростом населения и территории городов увеличивалось число К Многие К, образованные в конце 18-начале 19 вв. за городом, оказались в черте города. Некоторые старые К закрывались или переносились на др. места. Связь государства с церковью, существование официальной господствующей религии - православия -определяли существование К по религиозно-национальному признаку ("армянские", "еврейские", "иноверческие", "лютеранские", "мусульманские", "римско-католические", "татарские" и т.д.).

  Еще в дореволюционное время в крупнейших городах России ряд К превращается в своеобразные национально-исторические памятники. В создании надгробий и памятников на К участвовали виднейшие скульпторы - Ж. А. Гудон, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. П. Трубецкой и др.; в советское время - С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, Г. А. Йокубонис и др.

  После Октябрьской революции 1917 декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили К из религиозного учреждения в гражданское, светское. На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звезды, серп и молот и т.д.) Эпитафии утрачивают религиозное содержание. Рост современных городов и их социалистическая реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации старых К Новые К сооружаются с учетом современных санитарно-технических требований. Например, по действующим в СССР основным правилам, К располагаются на расстоянии не менее 300 м от жилых и общественных зданий. Участок под К отводят из расчета 1,2 га на каждые 10 тыс. жителей. К должны иметь зеленые насаждения, составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию трупов и исключает возможность превращения К в источники эпидемий или инфекционных болезней.

  Захоронения участников военных действий и революционных событий производились зачастую в братских могилах вне К, иногда с особыми почестями в центре городов; таким образом возникли своеобразные мемориалы (Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве и т.д.).

  После Великой Отечественной войны 1941-45 в СССР созданы мемориалы на К, где захоронены лица, погибшие во время военных действий, блокады и т.п. (Пискаревское кладбище в Ленинграде, Парк Славы в Холм Славы во Львове).

  В 20 в. К начинают частично использоваться как места захоронения или хранения урн с прахом. См. также ст. Мемориальные сооружения.

  В СССР наиболее известные К: в Москве - Новодевичье кладбище Донского монастыря, Введенские горы, Ваганьковское, Преображенское; Ленинграде - Александро-Невской лавры (ныне Музей городской скульптуры), Волкове (Литераторские мостки), Смолянское; Киеве - Байково; Риге - Братское и Райниса; Тбилиси - Пантеон на Мтацминде; Львове - Лычаковское; Вильнюсе - Воинское; - Метсакальмисту (Лесное К).

  Наиболее известные зарубежные К - Хайгетское в Лондоне, на котором похоронен К Маркс; Пер-Лашез в Париже; Арлингтонское в Вашингтоне; Кампосанто в Пизе и Генуе и др.

  Лит.: Розанов Н. П., О московских городских кладбищах, М., 1868: Остроухов В., Московское Лазарево кладбище, М., 1893: Историческая справка о петербургских кладбищах, СПБ, 1896; Шамурин Ю., Московские кладбища, в кн.: Москва в ее прошлом и настоящем, в. 8, (М.,1911); Шамурина З. И., Великие могилы, там же, в. 10, (М., 1911); Соболевский Н., Скульптурные памятники и монументы в Москве, гл. 4, Мемориалы и надгробия, М., 1947; Тбилисский пантеон на Мтацминда. (Путеводитель), Тб., 1956; Энаколопашвили И. К, Дидубийский пантеон, Тб., 1957; Геродник Г., О Парках добрых воспоминаний, Тал., 1970; Белявский М. Т., Память нужна живым, "История СССР", 1972, № 3: Grab und Friedhof der Gegenwart, hrsg. von . Hirzel, Münch., 1927: Auzelle R., Derniers demeures, ., (1965).

  В. И. Канатов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 00:35:49