| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Анкетирование |  | Анкетирование (далее А) (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А каждому лицу из группы, выбранной для А, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты. 
 По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?") и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
 
 Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — А не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
 
 А может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" А, когда анкета раздается или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А, как правило, проводятся пробные опросы (50—100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.
 
 
 
 Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965, гл. 3; Грушин Б. А, Мнения о мире и мир мнений, М., 1967; Goode . and Hatt ., Methods in social research, . .—Toronto—L., 1952.
 
 Ю. Б. Самсонов.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 04:00:26 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |