|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Карикатура | Карикатура (далее К) (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К понимают всякое изображение, где сознательно создается комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К восходят к античной художественной культуре; позднее ее можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы К могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).
В более узком смысле К — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра К связано с Крестьянской войной 1524—26 в Реформацией, первыми буржуазными революциями 16—18 вв. в Нидерландах, Англии, В этот период отчетливо видна непосредственная связь К с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К (русская К 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К играет текст. Активная общественная роль К сказывается и в формах ее бытования — самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию — и типографский станок, К распространяется в виде "летучих листков", журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К несет и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих К конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля "модерн" — в журнальной К рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. и т. д. При этом К представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.
Самостоятельная эстетическая значимость К была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 — начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К не поднимался выше "парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приемы европейской К Тогда же определилась специфическая для К оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы К-лубки Великой французской революции, английские "антинаполеоновские листы" и русские сатирические "народные картинки" И. И. Теребенева, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные "портреты" крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К приобрел небывалую силу и глубину художественного воздействия.
В 19—20 вв. развитие К тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и ее социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот прием характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. — "Искры", "Гудка" и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и емких сатирических средств стал гротескный обобщенный образ — "социальная маска" — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами — Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы "короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К участвовали художники немецкого журнала "Симплициссимус" (основан в 1896), русских журналов "Сатирикон" (1908—14) и "Новый Сатирикон" (1913—18).
В 20 в. К отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К Революции 1905—07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты "Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К политическая графика Ф. Мазереля с ее сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910—20-е гг. передовые карикатуристы все чаще связывают свое творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Берк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер ( Х. Бидструп (Дания).
В советском искусстве в первые годы Советской власти К стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в "Окнах РОСТА") революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К — ее политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определенность критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920—30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К Среди ее мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 К как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в "Окнах ТАСС"). В послевоенный период расширяется круг тем К, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. К, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней, СПБ. 1903 (на обложке 1904); Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура 1848—1870 годов, М. — Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. — Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, (Л.), 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40—50-х годов XIX века, М., 1937; Н. Н., Политическая карикатура 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, (М., 1970), с. 129—136; Champfleury (Fleury-HussonJ.), Histoire de la caricature,..., (livres) 1—5, ., 1865—80; Fuchs Е., Die Karikatur der europäischen ölker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2. Aufl., Bd. 1—2, В., 1902, 3. Auf)., Bd 1—2, В., 1904: Hofmann, ., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, ., 1956.
Г. Ю. Стернин.
Ф. Гойя. "А не умнее ли ученик?". Офорт из серии "Капричос" (1797—98).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:41:18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|