Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Канцона

Канцона (далее К) (итал. canzone, буквально — песня), лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров. Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические К — строфические строения (5—6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К Классические образцы создали Данте и Петрарка.

  С самого начала К была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К сближались с фроттолой и вилланеллой. В 16—17 вв. в Италии появляются и инструментальные К, возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов — авторов К — А. Габриели, К Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах ( С 17 в. развитие К для инструментального ансамбля ведет к возникновению кончерто гроссо, К для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а К для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты. В 18—19 вв. название К иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К "Сердце волнует жаркая кровь" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 20:43:29