Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Андреев Николай Андреевич

Андреев (далее А) Николай Аич (14(26).10.1873, Москва, — 24.12.1932, там же), советский скульптор и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском училище (1885—91) и училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал влияние искусства передвижников ("Жница с ребенком", гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), в последующих произведениях (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея) в поисках новой пластической выразительности обращался к приемам импрессионизма. В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904—09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении плана "монументальной пропаганды". В статуе Свободы (сохранилась голова, 1918—19, бетон, Третьяковская галерея), памятниках А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918—22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924—29; все — в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю советского искусства явилась серия скульптурных (около 100) и графических портретов В. И. Ленина — т. н. "Лениниана" (1919—32, Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковская галерея). Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздает целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистических наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических состояний, ясность и лаконизм пластических средств. Итогом серии явился исполненный внутренней собранности и героической целеустремленности образ В. И. Ленина в статуе "Ленин-вождь" (гипс, 1931—32, окончена В. А. Аым).

  С 1913 А. работал также как театральный художник, оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Выполненные им графические портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории советской портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. совместно с А. в 1919—28 работал его брат Вячеслав Аич А. (1890—1945), известный как автор статуи "Рабочий со звездой" для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

  Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. А. 1873—1932, М., 1939; Николай Аич А. Выставка произведений, М., 1958: Трифонова Л. П., (Вступит. статья), в кн.: Лениниана. Скульптор Н. А. А. (Альбом), (Л., 1961).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:37:55