|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Канон (музык.) | Канон (далее К) форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, которая в каждом последующем голосе вступает еще до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгой имитации). Наиболее распространены 2- и 3-голосные К (музык.), однако встречаются и К (музык.) на 4-5 голосов. Мелодия в К (музык.) может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К (музык.), в которых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрическом оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т.п. Встречаются т. н. двойной К (музык.), в котором имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный К (музык.), где окончание подводится к началу таким образом, что он может повторяться любое число раз. В загадочном К (музык.) выписана только мелодия, и условия ее имитирования должен установить исполнитель. К (музык.) возник около 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонической основе часто строились крупные произведения культовой музыки (каноническая месса). В последующее время К (музык.) чаще применяется как элемент др. формы (например, фуги). Высочайшего развития К (музык.) достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К (музык.) принадлежат и русским композиторам (квартет "Какое чудное мгновенье" из 1-го действия "Руслана и Людмилы" Глинки, дуэт "Враги" из 2-й картины 2-го действия "Евгения Онегина" Чайковского и др.).
Лит.: Танеев С., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С., Двойной канон, М. - Л., 1947.
Т. Ф. Мюллер. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:57:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|