Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Канатная дорога

Канатная дорога (далее К) сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К строят в горных, пересеченных и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или дорогу, реку, озеро и т.п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают К грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству - двухканатные и одноканатные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.

  Грузовые К обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких К практически неограничена, т.к. их образуют последовательно соединенные самостоятельные секции (6-12 км). Известны грузовые К длиной 200 км (Швейцария) с углом подъема до 30°. По кольцевой К перемещают от 30 до 500 т (а в отдельных случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5-3,3 м/сек. При меньшей протяженности трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяженность таких дорог до 3 км, максимальный угол подъема 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1-2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10-150 т/ч, наибольший угол подъема 25°. Грузовые К, д. действуют на многих комбинатах, горнорудных разработках и т.д.

  Пассажирские К обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства, которое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяженность пассажирских К достигает 12 км; подъем возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жестко закрепленными одно- или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят главным образом в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Япония). К в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (например, в Приэльбрусье, Кабардино-Балкарской АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200-1000 чел. в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии 0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикрепленные к тяговому канату. Некоторые буксировочные К на лето переоборудуются в кресельные.

  Возможно использование К для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной промышленности. Кроме подвесных К, разрабатываются наземные К, или канатные подъемники (1970). С помощью таких устройств можно, например, перемещать груженые автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).

  Лит.: Барамидзе К. М., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, М., 1962; Белая Н. М., Прохоренко А. Г., Канатные лесотранспортные установки, М., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., М. - Л.,1966: Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, М., 1969.

  В. С. Киреев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 03:44:03