Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Камерная музыка

Камерная музыка (далее К) (от позднелат. camera - комната), специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, "комнатного" музицирования (отсюда и название). Сочинения К пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля). Для К характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств; она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16-18 вв. термином "К" стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церковной сонаты).

  Современные виды камерного инструментального ансамбля - соната, трио, квартет, квинтет и т.д. - сформировались в творчестве представителей венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлек внимание почти всех композиторов, в нем получили отражение все основные направления музыкального искусства 18-20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман) и композиторы последующего времени (И. Брамс, А. Дворжак и др.); высоким художественным уровнем отличаются камерные ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции которых нашли продолжение у советских композиторов (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

  С конца 18 в. и особенно в 19 в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная К В творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художественной песни. Богатое развитие жанры песни и романса получили в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т.п.).

  В 19 в. стали устраиваться публичные концерты К, главным образом в небольших концертных залах, возникли организации любителей К, сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей.

  Лит.: Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, М., 1956; ее же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; ее же, Мастера советского романса, М., 1968; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Walthew R. Н., The development of chamber music, L. - . ., (1909); Mersmann Н., Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz., 1930-33; Kilburn ., Chamber music and its masters, L., 1932; Ulrich Н., Chamber music, 2 ed., . . - L., 1966; Coeuray A., musique de chambre, ., 1953; Richter J. ., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Cobbett . ., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1-3, L., 1963.

  Л. Н. Раабен.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 13:11:25