Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кабуки

Кабуки (далее К) один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актерами. Родоначальницей К считают О-Куни, которая с 1603 выступала с женской труппой. Хотя в сценках, которые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургических композиций, со временем все более усиливавшиеся. В 1629 женские труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К выступают только мужчины (яро-К). Это породило специфические амплуа актеров - исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма).

  Особого расцвета театр К достиг в конце 17 - начале 18 вв., во время подъема городской культуры (т. н. период Гэнроку,1688-1703). Был сделан большой шаг вперед от искусства подражания (мономанэ) к более естественной манере игры. Важное значение приобрели движения и сценическая речь исполнителей, чему способствовало мастерство актера Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.

  Кризис феодального строя привел к жесткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К, усилилась условность (танцевальные пьесы сесагото и пантомимы). Условными были музыкальное сопровождение и декорации, канонические позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфические для К грим кумадори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий - хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценических имен, установились замкнутые актерские династии с наследованием актерских амплуа. В 1-й половине 18 в. прославились Итикава Дандзюро и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Седзо ввел вращающуюся сцену, которая вместе с "дорогой цветов" - ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрительный зал) стала значительным завоеванием театра К

  К концу 18 в. центр искусства К перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением исторических драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэвамоно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Намбоку и реалистическая манера исполнения актера Мацумото Косиро .

  После буржуазной революции 1867-68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистического развития, что сказалось на содержании драматургии К Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся исторические драмы (кацурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актеров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро и Итикава Садандзи . Появляются новые пьесы для К, обновляются традиционные сценические приемы.

  В 1966 в Токио в целях сохранения классического театра К был открыт государственный театр "Кокурицу гэкидзе". Актеры К состоят на службе у двух крупных кинокомпаний "Сетику" и "Тохо", а также в единственной независимой театральной труппе "Дзэнсиндза".

  Театр К дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актерами - Итикавой Садандзи , Итикавой Энноскэ , Утаэмоном и др.

  Лит.: Конрад Н. И., Театр К, в сборнике: Театральный Октябрь, Л. - М., 1926; его же, Театр К, Л. - М., 1928; К, (пер. с англ.), М., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., М., 1965; Гундзи Масакацу, Японский театр К, пер. с япон., М., 1969.

  Б. В. Раскин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 02:18:43