Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кабельное судно

Кабельное судно (далее К) судно для прокладки подводных (морских, океанских) кабельных линий связи (преимущественно) и электропередачи, а также для подъема кабелей со дна и их ремонта. Первым К считают небольшой английский паровой буксир "Голиаф", с которого 28 августа 1850 был проложен первый морской телеграфный кабель через пролив Па-де-Кале. Крупнейшим К 19 в. был английский пароход "Грейт-Истерн" водоизмещением 32 тыс. т, построенный по проекту английским инженером И. Брюнеля. "Грейт-Истерн" был использован для прокладки первой серии трансатлантических телеграфных кабелей в период 1865-74. В 60-е гг. 20 в. кабельный флот мира насчитывал свыше 30 судов, в их числе английский "Монарх" (водоизмещение 12 тыс. т, год постройки 1946) и "Алерт" (8 тыс. т, 1961), французский "Марсель Байяр" (7,1 тыс. т, 1961), советский "Ингул" и "Яна" (оба по 6,9 тыс. т, 1963), американский "Лонг Лайнс" (17 тыс. т, 1962).

  В трюмах К (см. рис.), имеющих форму цилиндрических баков, называемых тенксами, витками укладывается до нескольких тысяч км подводного кабеля связи. При прокладке линии связи в специальных помещениях на палубе, называемыми ангарами, закрепляются усилители электрических сигналов. Концы каждой строительной длины кабеля (10-50 км) выводят на палубу и подсоединяют к соответствующему усилителю, т. е. монтируют всю подводную магистраль или ту ее часть, которую вмещает К до начала прокладки. Для прокладки и подъема кабеля с целью ремонта служат кабельные машины с электроприводом - одна кормовая и две носовые (правого и левого борта). Прокладка кабеля с усилителями производится с кормы, а прокладка без усилителей и подъем - с носа К Кабельная машина (лебедка), развивающая усилие до нескольких сотен кн (десятков тс), имеет натяжное устройство со шкивами диаметром 2-3 м либо гусеничного типа. Последнее предпочтительнее при прокладке кабелей с усилителями в жестких цилиндрических корпусах. С носа К выступает кронштейн (крамбол) со шкивами (роульсами) для кабеля и подъемного троса. Прокладка кабелей на глубины до 5-6 тыс. м ведется со скоростью до 8 узлов (15 км/ч), при прохождении через кабельную машину усилителя скорость прокладки снижается до 1-2 узлов. К снабжают аппаратурой непрерывного контроля характеристик прокладываемого или ремонтируемого кабеля и состояния усилителей; аппаратурой связи с береговой станцией по прокладываемому кабелю; устройствами с захватами, т. н. грапнелями, для поиска и подъема кабеля со дна; буями для временной фиксации поврежденного участка кабеля; поплавками для выведения кабеля на берег; устройствами для сращивания концов кабеля.

  Для прокладки кабеля в реках, озерах, каналах, прибрежных участках морей и в портах используются обычные грузовые и буксирные суда. Они временно оборудуются лебедкой для спуска и подъема кабеля и шкивом большого диаметра на корме (при прокладке кабеля) или на носу (при подъеме кабеля).

  Лит.: Подводные кабельные магистрали связи, под ред. И. С. Равича и Д. Л. Шарле, М., 1971.

  Д. Л. Шарле.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.04.2024 00:00:20