Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Историческая школа (в полит. экономии)

Историческая школа (далее И) направление вульгарной буржуазной политической экономии, возникшее в середине 19 в. в Оно явилось буржуазно-помещичьей реакцией на неприемлемые для господствующих классов научные положения классической буржуазной политической экономии, на усиливавшееся рабочее движение и отражавшие его интересы социалистические теории (утопический Социализм и первые шаги научного социализма). Свое название школа получила от вульгарно-исторического метода, который ее теоретики пытались ввести в политическую экономию. Основоположник И (в полит. экономии) - В. Рошер, выпустивший в 1843 книгу "Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода". Наиболее видные представители И (в полит. экономии): Б. Гильдебранд (главная ра6ота - "Политическая экономия настоящего и будущего", 1848, рус. пер. 1860), К. Книс (основная работа - "Политическая экономия с точки зрения исторического метода", 1853). К. Маркс характеризовал И (в полит. экономии) как крайнюю ступень вульгаризации буржуазной политической экономии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 528). В отличие от других школ вульгарной буржуазной политической экономии, И (в полит. экономии) под давлением быстрого развития капитализма и буржуазных революций на словах признавала исторический характер социально-экономических явлений. Но вместе с тем теоретики школы пытались с помощью исторического метода обосновать тезис о вечности частной собственности на средства производства и капиталистической эксплуатации. И (в полит. экономии) признавала только эволюционные изменения второстепенных социально-экономических явлений и процессов и отвергала объективную неизбежность революционного ниспровержения капиталистического способа производства. Представители И (в полит. экономии) игнорировали наиболее ценное достижение классической буржуазной политической экономии - идею об объективном характере экономических законов. С этих позиций они отрицали наличие общих для всех капиталистических стран объективных экономических законов и всемерно подчеркивали неповторимость путей экономического развития каждой отдельной страны, определяемых якобы различным у разных народов "духовным началом". Отрицание закономерного характера экономической жизни общества приводило И (в полит. экономии) к отрицанию самой возможности общетеоретической политической экономии, основанной на абстрактном методе исследования, и подмене ее так называемой национальной экономией. По этой причине К. Маркс характеризовал И (в полит. экономии) как могилу политической экономии (см. там же). Вместе с тем И (в полит. экономии) не могла полностью игнорировать теоретические аргументы других школ вульгарной политической экономии, направленные на защиту интересов буржуазии. Поэтому И (в полит. экономии) заимствует многие положения из предшествующих и современных им течений вульгарной политической экономии. В вопросах происхождения богатства и его распределения И (в полит. экономии) стояла на позициях теории трех факторов производства французского буржуазного экономиста Ж. Б. Сея, отрицавшей эксплуатацию пролетариата буржуазией на том мнимом основании, что нетрудовые доходы якобы создаются не рабочими, а самими средствами производства - орудиями труда, землей и т. п. - как таковыми. И (в полит. экономии) отстаивала концепцию субъективной ценности, считающую источником стоимости товаров их полезность, а не труд наемных рабочих, затраченный на их изготовление. Прибыль представители И (в полит. экономии) рассматривали в качестве особой формы заработной платы, получаемой предпринимателями за управление производством. В действительности прибыль есть результат безвозмездного присвоения капиталистами созданной рабочими прибавочной стоимости. Поэтому ее получают и те капиталисты, которые не участвуют в управлении своими предприятиями, поскольку эта функция перекладывается ими целиком на плечи наемных управляющих. Ссудный процент представляющий собой, как и капиталистическая прибыль, особую форму прибавочной стоимости, т. е. неоплаченного труда наемных рабочих, представители И (в полит. экономии) изображали как компенсацию капиталиста за "воздержание от потребления".

  К 70-80 гг 19 в. И (в полит. экономии) вытесняется субъективно-психологической, социально-правовой и др. школами вульгарной буржуазной политической экономии, обладающими более эффективными, с точки зрения буржуазной апологетики, идеологическими средствами. Ряд идей И (в полит. экономии) используется и в современной буржуазной политической экономии.

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 102, 217, 229-30, 240, 273-74, 335, 377, 628; Капитал, т. 2, там же, т. 24, с. 132-33; Капитал, т. 3, там же, т. 25, с. 245, 356, 392; его же, Теории прибавочной стоимости ( том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 3, с. 527-29 ,его же, (Письмо) Ф. Лассалю, 16 июня 1862 г., там же, т. 30; Энгельс Ф., (Письмо) Даниельсону, 15 октября 1888 г., там же, т. 37; Блюмин И. Г., И в политической экономии, "Проблемы экономики", 1940, № 10, с. 129-45.

  В. С. Афанасьев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 15:30:19