|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Исмаилиты | Исмаилиты (далее И) приверженцы мусульманской шиитской секты (см. Шиизм), возникшей в Халифате в середине 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого они, в отличие от других шиитов-исмаилитов, считали законным седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате секта И выражала настроения той части шиитов, которая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям народных масс. В 9 в. И разделились на две подсекты, одна из которых признавала "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, скрывавшихся от преследований Аббасидов; позже получила название фатимидских И), а другая (позже получившая название карматов) считала, что имамов, как и пророков, должно быть семь и поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила остается ожидать махди. Идеологическая система И состояла из двух доктрин: "внешней" (захир) - общедоступного учения для рядовых членов секты, и "внутренней" (батин; отсюда другие название И - "батиниты"), которую открывали лишь членам высших степеней. Первая мало отличалась от умеренного шиизма. Вторая включала аллегорическое истолкование Корана и "внешней" доктрины, а также общую систему философии и знаний (в соединении с теологией), основанную главным образом на неоплатонизме и философии Аристотеля. В 1-й четверти 11 в. от И откололась секта друзов. После 1078 фатимидские И раскололись на низаритов и мусталитов (по имени Низара и Мустали - двух сыновей фатимидского халифа Мустансира, правившего в 1036-94). Мусталиты преобладали в Египте, низариты в Иране, Сирии и Индии. В Иране низариты создали свое государство с центром в Аламуте (1090-1256).
Идеология И получила отражение в средневековой литературе на арабском, персидском, урду и др. языках; исмаилитские трактаты, стихотворения и поэмы Насира Хосрова (1004 - между 1072 и 1088), поэзия Низари Кухистани (1247-1320), Хаки Хорасани (17 в.) и др.
Большинство современных И - низариты. Они проживают в Пакистане, Индии, Иране, Ираке, Сирии, Афганистане, Китае, Бирме и др. странах Азии; в Египте и ряде стран Восточной Африки; в СССР - в Горно-Бадахшанской автономной области. В 40-х гг. 19 в. - 40-х гг. 20 в. центром их был Бомбей, куда в начале 40-х гг. 19 в. переселился 46-й имам И С середины 19 в. имамы И стали носить титул Ага-хан. При Ага-хане (имам И в 1885-1957) к руководству И пришла крупная буржуазия, 49-й имам И (с 1957) Ага-хан Карим - мультимиллионер; имеет титул "королевского высочества", который присвоен ему британской королевой и шахом Ирана; обычно живет в Западной Европе. Все низариты обязаны платить ему дань.
Между 11 и 16 вв. часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Западную Индию. Там мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм многих выходцев из индусских торгово-ростовщических каст. Таким образом, в Гуджарате возникла община "бохра", превратившаяся со временем в торговую касту. На рубеже 18-19 вв. началось расселение "бохра" по всей Индии и за ее пределы в страны Восточной Африки, Аравии, Юго-Восточной Азии. В конце 19 - начале 20 вв. господствующее положение среди мусталитов заняла верхушка буржуазии "бохра".
Лит.: Семенов А. А., К догматике памирского исмаилизма, Таш., 1926; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Левин С. Ф., Организации исмаилитской буржуазии в Пакистане, "Краткие сообщения Института народов Азии", 1964, т. 71; Строева Л. В., И Ирана и Сирии XI-XII вв. в зарубежной и советской литературе, в кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии, (Л.), 1965; Петрушевский И П., Ислам в Иране в -XV веках, (Л.), 1966 (имеется подробная библиография); Ivanow ., Brief survey of the evolution of Ismailism, Leid, 1952; его же, A guide to Ismaili literature, Teh., 1963; Hodgson М., The Isma`ili state, в кн.: Cambridge History of Iran, v. 5, 1968, р. 422-82.
И П. Петрушевский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 04:10:29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|