|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Иоахим Флорский | Иоахим Флорский (далее И) (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище.
Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. "Согласование Нового и Ветхого заветов", 1519, и "Пособие к Апокалипсису", 1527), исходит из деления всемирной истории на три "мировые состояния", или эры, соответствующие трем лицам христианской троицы - отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа "ангелический Папа", буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение "Вечного Евангелия", наконец, произойдет примирение католиков с православными, и в эту возрожденную вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.
Судьбы наследия И в течение 13 - начала 14 вв. были тесно связаны с также учившим о "святой нищете"; создается обширная псевдо-иоахимовская литература. Дольчино делает из учения И программу мятежа. Позднее идеи И повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него - на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у русского религиозного философа В. С. Соловьева.
Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1-2, Torino, 1953.
Лит.: Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959; Grundmann ., Studien über Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo ., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954.
С. С. Аверинцев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 06:21:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|